НАУКА - система теоретических знаний о мире и его законах, проверенная экспериментальным путем.
Структурные элементы:
>Особая система знаний (знания проверенные опытным путём)
>Научное сообщество
>Система организаций (Научно исследовательские лаборатории и тп.)
>Особый язык терминов и понятий
Функции науки:
- Познавательная.
- Мировоззренческая ( наука помогает сформировать мировоззрение).
- Прогностическая (составление прогнозов развития) (учёные изучают мир для того, чтобы предсказать будущее).
- Непосредственная производительная сила ( наука работает на заказ общества).
Социальная функция науки:
1) Воздействует на условия жизни людей (появление электроники).
2) Воздействует на характер труда ( физического труда становится меньше).
3) Воздействие на систему общественных отношений.
Классификация наук:
-> естественные (химия, биология);
-> точные (физика математика);
-> гуманитарные (психология);
-> социальные (социология, право);
Моральные нормы современного учёного:
- Общечеловеческие (не выдавай чужую диссертацию за свою)
- Отстаивания своего открытия, даже путём жертвуя своей жизни (эксперимент на самом себе)
- Повышение ответственности учёного за свои открытия
Критерии научных знаний:
1. Объективность – предметы явления должны быть познаны такими, какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения);
2. Рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций;
3. Системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам;
4. Проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики;
5. Наличие особой системы методов исследования;
6. Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью .
Два уровня научного познания.
-> Эмпирический – его элементами являются факты, которые человек получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов
-> Теоретический – этот метод даёт возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние, познание устойчивых связей как внутри явления, так и между явлениями.
Донаучное — основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
Паранаучное – основанное на паранаучных исследованиях мира, несовместимых с научным знаниями; включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
Лженаучное – знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки.