Очень скромно, можно сказать, на скорую руку, в актовом зале Управления МВД по Челнам прошло мероприятие, посвященное 100-летию(!) службы участковых инспекторов полиции. Торжество наметили на 9:30. Но по итогу втискивать праздник пришлось между неким правительственным онлайн-совещанием и другим заседанием, назначенным на 10:30. Поэтому столетие участковых отметили быстро - меньше чем за полчаса.
Начальники, в частности, руководитель исполкома Челнов , произнесли речи, в которых отметили важность работы участкового. Лучшим (по показателям) участковым инспекторам вручили награды. Вот и весь столетний юбилей.
Что ж, скажем прямо: сейчас, видимо, не до участковых. Идет СВО, перестраивается мир и страна, все мысли заняты тревогами о сегодняшнем дне, надеждами на будущее. Но служба участковых инспекторов, какой бы она ни была, - это та служба, без которой порядка в наших многоквартирных «человейниках» и на улицах вообще не станет. Ведь участковый первым (после экипажей, вызванных экстренно по «112») вмешивается в конфликт и берет на себя задачу его «разрулить» так, чтобы продолжения не последовало. Другой вопрос - как с этим справляются участковые и есть ли у них на это время, силы и средства.
Согласно одной из публикаций в федеральных «», участковые в России (их тогда называли квартальными надзирателями) появились в XVIII веке. За каждым надзирателем закреплялось от 50 до 100 дворов. Заметьте, дворов, а не наших многоэтажных высоток, только в одной из которых может проживать больше тысячи человек. Надзирателям следить за порядком помогали дворники, имевшие младший полицейский чин.
Как дела обстоят в настоящем? Года два назад в Челнах случилась катастрофа. Массово со службы на пенсию ушли «старые» участковые инспекторы. Участки «оголились».
— Ты знаешь, сколько их, участковых, осталось? Три на весь Автозаводский район города! Как в Комсомольском районе - не знаю, — по секрету сообщила тогда «комендант» одного из опорных пунктов полиции.
В то, что ситуация была настолько аховой, не верилось тогда, не верится и сейчас. Но она была именно такой. Сейчас положение дел намного лучше.
— Не хватает где-то процентов 30 участковых. Примерно треть вакансий пустует. Приходят желающие служить, в том числе и молодые. Жалованье нормальное. Еще и ежеквартальные выплаты по линии МВД по 30 тысяч рублей они получают, — рассказал начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОП №3 «Центральный» .
Словом, хоть людей и не хватает, но есть на кого опереться. Но помогает ли участковым население?
— Нам помогают муниципальные служащие, старшие по подъездам и домам, — говорит Романов.
Можно смело добавить, что в какой-то степени участковым помогают и специалисты управляющих компаний, и активисты территориальных общественных самоуправлений (ТОС).
Но вот и другие данные. На город, в котором проживает больше полумиллиона человек, есть только одна добровольная дворовая дружина. Ее, опять же, пару лет назад из нескольких активных жильцов сколотила одна неравнодушная к правопорядку пенсионерка. Сам город не может похвастаться обилием добровольных народных дружин, а без них пьянки возле магазинов и у подъездов перетекают в квартиры, где нередко заканчиваются поножовщиной, драками.
А если говорить о помощи населения в целом, то вот только один пример.
— Я в глазок видела, как ты к себе домой с молотком и отверткой заходил! — начала как-то в одном МКД соседка выговаривать соседу по подъезду, участнику драки.
— А то, что выходил я без молотка и отвертки, ты в глазок свой видела? Скажешь это участковому?
— Ничего никому я не буду говорить, я вообще не хочу в такие дела вмешиваться, знать ничего не хочу, я хочу жить спокойно! — в ответ тараторит соседка и убегает к себе домой.
А вот другой разговор в другом доме.
— Наша буйная соседка и вам ведь мешает! Ваша дочка сказала, что соседка с ней даже подраться хотела! Я напишу заявление участковому, вы подпишете?
— Ой, нет! Извините, но нет! Она мстительная, я с ней не хочу связываться, да и за дочку боюсь!
Из-за такой позиции участковый часто не может найти свидетелей - людей, согласных подтвердить даже легкое административное правонарушение, поэтому о намерении привлечь виновного к ответственности приходится забывать. Юридически предусмотрено такое действие, как гражданский арест. То есть законопослушные граждане (те же соседи) могут задержать хулигана, нарушителя тишины и сдать его в полицию. Не поверите, но выяснилось, что даже не все полицейские о таком аресте знают!
— Мне нужно по заявлению задержать и оформить одного жителя-нарушителя! Я этого жителя вижу в окно его квартиры, вижу с сигаретой на его балконе! Но задержать не могу - дверь он не открывает, на звонки по телефону не отвечает, — сетовал однажды один участковый.
Мы требуем от участковых эффективной работы, мы хотим, чтобы они навели в наших домах порядок. Но часто получается так, что мы хотим тихо в сторонке постоять, пока участковый борется с нарушениями. Есть, однако, надежда, что в течение еще 100 лет порядок наступит. Даже столько ждать не придется. Поймем, что законопослушное поведение — это как чистота. Она не там, где убирают, а там, где не сорят. И порядок там, где его не нарушают. А еще порядок там, где за него активно борются.