Весна 1930 г. стала апогеем раскулачивания не только в Закавказье, но и во всём СССР.
О начале раскулачивания в Закавказье рассказывал в первой части 👇🏻
30–31 января коллегией ОГПУ было созвано совещание полпредств ОГПУ (от Закавказской ГПУ в нем участвовал Лаврентий Берия), где подробно обсуждались вопросы операции по раскулачиванию.
2 февраля по его результатам вышел известный всем вам приказ ОГПУ №69 «О ликвидации кулачества как класса». Арестованные по «первой категории», «наиболее злостный кулацкий актив», «концентрировались» в окружных и областных отделах ОГПУ.
Их дела рассматривались «тройками» при полпредствах ОГПУ с представителями от республиканского, краевого, областного комитета ВКП(б) и прокуратуры. («Тройки» Закавказья осудили 6275 «кулаков», из них примерно десятая часть - всесоюзная «норма», - были расстреляны.)
Основное количество арестованных, по «второй категории», а также семьи приговоренных к расстрелу подлежали высылке в трудовые лагеря в северные и восточные районы СССР. Для Закавказья был установлен ориентир в десять тысяч подлежащих высылке семей.
20 февраля ОГПУ разослал своим территориальным органам циркуляр «Об изъятии из городов [бежавших] кулаков…», предписывавший выявлять их и препровождать в лагеря.
Силовую составляющую обеспечивали маневренные группы из войск ОГПУ, при необходимости к операции должны были привлекаться наиболее устойчивые части РККА.
Для большей их устойчивости 2 февраля 1930 г ОГПУ выпустило циркуляр «Об аресте красноармейцев и лиц начальствующего состава армии за связь с кулачеством».
К осени 1930 г. было раскулачено в целом по СССР 400 тысяч хозяйств, 20% зачисленных в кулаки и членов их семей подверглись высылке на Северный Урал. Высылка велась без подготовки и материального обеспечения, бесчеловечно, то был подлинный социальный геноцид. Погибли от четверти до трети выселенных крестьян.
Закавказье
В Закавказье, как и во многих регионах политика раскулачивания встречала сопротивление. Но в Азербайджане она накладывалась на уже имевшиеся протестные настроения и разногласия советской власти с местным населением.
В конце 1930 - начале 1931 гг., по поручению центра, глава ГПУ Азербайджанской ССР, Михаил Фриновский приступил к подавлению восстания в Гянджском уезде АзССР под руководством бывшего члена меджлиса АДР, иттихадиста и муллы Гаджи Ахунда.
Ахунд развернул активную агитацию против Советской власти, против «русских захватчиков» - «за религию, за освобождение от нищеты».
К 10 ноября в Шамхорском и Касум-Измайловском районах он сформировал целую повстанческую армию численностью в 1000 бойцов. На полтора суток восставшим удалось прервать сообщение по железной дороге Баку-Тифлис.
Однако с подходом войск ЗакГПУ и вследствие продовольственных затруднений (местность была разорена хлебозаготовками) Ахунду пришлось разделить свою армию на множество мелких бандгрупп.
Войска под командованием Фриновского загнали отряд самого Ахунда в Дивардинские зимовники, где большинство бандитов, включая их вожака, были убиты 9 декабря 1930 г..
Прочие банды распались, бандиты разбрелись по домам, но Фриновский не отступал: он брал по селам заложников, требуя выдачи участников восстания. Всех их, а также пособников расстреливали на месте. Оставляли в живых немногих, готовых агитировать своих подельников сдаваться.
Подобные «инциденты» с формированием банд и других протестных групп в Закавказье были повсюду.
Советской власти нужно было искать решение.
Продолжение скоро в новой статье, подписывайтесь !
Основ источник статьи – моя книга «Берия. Заговорят классы»