Предлагаю рассмотреть разницу между 2 вариантами логики и последовательности действий. С одной стороны заботливой мамы, а с другой - с точки зрения биомеханики двигательного развития ребёнка.
В конце статьи вам станет понятно какой из путей с большей вероятностью может провести к достижению качественного результата.
К сожалению, детальное понимание этапов двигательного развития младенца среди большинства врачей весьма поверхностно и сумбурно.
В государственных медицинских учебных заведениях тема двигательного развития ребёнка раннего возраста рассматривается только вскользь. Больше, как один из элементов оценки общего развития или работы мозговых структур.
Получается, что и у мам тоже нет возможности получить достоверную информацию по двигательному развитию ребёнка в своей поликлинике.
Сегодня в государственном мед/образовании нет изучения того:
- из чего и как строятся движения маленького ребёнка,
- что может помешать их формированию и развитию ,
- почему та или иная мышца находится в гипо или гипертонусе,
- как выявить и воздействовать на причину, мешающую развитию движения,
- какие средства следует применять помимо бездумного массированная мышц и выполнения упражнений, взятых из спорта взрослых людей.
Ну, вот так пока у нас устроено медицинское образование. Поэтому специалистам по двигательному / физическому развитию детей раннего возраста приходится обращаться за знаниями к зарубежным источникам.
Итак, начнём разбор двух направлений действий.
1️⃣ Ребёнок не садился до 11,5 мес. ЖДАЛА
- Сел ребёнок после реализации позы "русалки" в качестве упражнения.
- Но не пополз и не ясно какое положение спины и ног в ходе этого сидения.
ВЫВОД
Стимуляция "развивающей" позы дала ожидаемый результат. Про качество результата не известно, но он есть. Значит предполагаем, что нервная система ребёнка работает нормально, а причина где-то в нарушениях по тканям тела.
Что НУЖНО было делать?
❗НЕ ждать ❗
Начинать действовать
- с 5 месяцев, если нет попыток ползти по-пластунски или вращаться вокруг своей оси, толкаясь одной ногой
- с 6 месяцев, если есть "пластины", но нет попыток идти в четвереньки и / или в сидение.
1. Начинаем с поиска причины
- Как работаю руки?
- Что с напряжением в шее?
- Симметричны ли движения?
- Могут ли ноги ребёнка двигаться по опоре раздельно?
- Центрирована ли и есть ли ротация оси (затылок-позвоночник-крестец)?
- Как ведут себя таз и ТБС?
- Где находится центр тяжести?
И на многое другое смотрят остеопат, кинезиолог и двигательный терапевт. Смотрят и имеют возможность устранить причину, запустившую цепь нарушений.
Поэтому очень рекомендую безотлагательно посетить данных специалистов.
2. Уже сейчас начинаем применять
"развивающие" позы / положения моторного онтогенеза и даём в этих позах стимуляции к движению
👉 Самая эффективная - это БОКОВАЯ позиция на плоской опоре, на фитболе, на коленях у взрослого и при ношении на руках. Правильно реализованная, она подойдёт для всех детей в не зависимости от уровня развития.
👉 Позы и движения на разделение движений в нижних конечностях и на формирование толчка большим пальцем ноги.
👉 Позы и ношения на стимуляцию перехода центра тяжести из груди в таз.
👉 Часто нужны положения на гашение СШТР (симметричного шейного тонического рефлекса) и снятие патологического напряжения по оси.
👉 Ближе к 7ми месяцам используем положение "полушпагат".
👉 Возможны ещё позы и упражнения в них, которые будут индивидуально подобранны для вас двигательным терапевтом.
2️⃣ Мама видит, что профессиональный массаж не помогает
В случае с задержкой двигательного развития
нужно работать:
- НЕ на общую стимуляцию или снятие напряжение с каких-то групп мышц
- НА поиск и устранение причин, которые заставляют ту или иную мышцу находится в напряжении или наоборот в гипотонусе
- НА устранение фасциальных блокировок, которые не дают свободы движения суставам
- НА мягкую именно двигательную / активную стимуляцию (фасилитацию) следующего по возрасту движения
Классический профессиональный массаж же здесь может легко:
- нарушить последовательность освоения движений, что приведёт к неверному подключению мышц в двигательные цепи
- вызвать гиперстимуляцию нервной системы с множеством неприятных последствий
Материнский массаж
поглаживающий, обдавливающий и т.п. здесь на много благоприятнее. Главное для эффективности сочетать его с развивающими позами и двигательными стимуляциями (фасилитацией двигательного развития).
3️⃣ Мама сейчас в год ожидает от ребёнка
или ползания или вставания у опоры
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - это строго последовательная история:
- как в наших мозговых структурах!
- так и в формировании подключения мышечных цепей!
Сейчас маме очень важно понять и реализовать:
- приложить все усилия для постановки верного ползания вне зависимости от того сколько ребёнку месяцев
- ни как НЕ стимулировать и даже стараться ограничивать возможность ребёнка вставать на ноги до тех пор пока качественно не поползёт
Если у ребёнка не было и / или нет качественного ползания по-пластунски, то начать формировать ползание нужно именно с этого навыка. И не важно, что ребёнку уже год.
⏺️ В качестве помощи в коррекции подобных ситуаций
со своей стороны могу предложить
- очную или онлайн диагностическую консультацию для выявления причин нарушений двигательного развития и составления плана реабилитационных действий
- остеопатическую коррекцию (очно) и индивидуальный подбор и обучение развивающим позам и стимуляциям в них (очно / онлайн)
Поделитесь в КОММЕНТАРИЯХ 👇
какие позы двигательного развития используете или использовали вы со своим малышом. Каковы результаты?
- - - - - - -
Эти статьи 👇 могут быть вам интересны