Вчера, 14 ноября, мы отметили день рождения Клода Моне.
В 1892 и 1893 годах Клод Моне совершил несколько поездок в Руан, где увлеченно работал над серией полотен, запечатлевших перемену световых и погодных эффектов на восточном фасаде кафедрального собора Вознесения Девы Марии (Cathédrale Notre-Dame-de-l’Assomption). Моне предпочитал работать с натуры и мог писать практически одновременно до 14 полотен – естественный свет менялся очень быстро, – но после дорабатывал нюансы в своей мастерской в Живерни по памяти.
В каждый из своих приездов в Руан художник немного менял свое местоположение. В 1892 году он расположился на втором этаже магазина платья и моды Фернана Леви на Соборной площади, 23. А в 1893 году Моне смотрел на собор через окно первого этажа в магазинчике господина Эжена Моки на улице Гран-Пон. И хотя заведения находились близко друг от друга – художник старался сохранить найденные ракурс и композицию – небольшое смещение точки зрения заметно на картинах невооруженным глазом. Две картины из серии «Руанские соборы» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют сложный и длительный процесс поиска натуры, определения идеального ракурса и кропотливой работы, который скрывается за легкими и воздушными образами, кажущимися навеянными мимолетным впечатлением.
В 2023 году при поддержке компании LG впервые проводится масштабное исследование сразу обоих полотен художника, что позволяет проводить сравнительный анализ. При детальном рассмотрении можно убедиться в том, что при всем первоначальном сходстве каждое полотно уникально и в выборе колорита, и в сочетании фактур и требует своего подхода для исследования и сохранения.
📍Подробнее о проекте «"Руанские соборы" Моне» на нашем сайте
Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – LG