Найти тему
Любопытный дилетант

Анкилозавр был глуховат. Но при его размерах…

Если ты травоядный, то всегда найдутся желающие тебя съесть хищники. И тут без защиты не обзавестись. Травоядные, не исключая и динозавров, во все времена, когда были хищники, использовали в основном три стратегии.

Во-первых, и это, наверное, самое простое, можно просто вырасти таким огромным, чтобы любой хищник подумал, прежде чем с такой тушей связываться. Во-вторых, можно сбиться в стаю и быстро убежать, чтобы хищник не догнал. Ну и в-третьих, можно обзавестись бронёй и оружием, чтобы хищник обломал себе зубы.

Такой ходячий танк особенно не съешь...
Такой ходячий танк особенно не съешь...

Именно первым и последним способами и воспользовались анкилозавры — стали здоровенными бронированными вооружёнными тушами. Нет, мелкие «броненосцы», сделавшие ставку на лёгкую броню и быстрый бег, тоже встречались, но скорее как исключение.

Средний анкилозавр был в длину 5—9 метров, с длинным хвостом, бронированный, шипастый и с булавой на конце хвоста. В общем, зверюга серьёзная, связываться с которой решились бы не только лишь все хищники. Не было исключением и одно из двух семейств анкилозавров — нодозавриды, обитавшие по всей бывшей Пангее — и в Лавразии, и в Гондване. От анкилозаврид они отличались разве что длинными шипами на шее и плечах.

Кажется, пейзажик... Кажется, красивый.
Кажется, пейзажик... Кажется, красивый.

Понятно, что в такой броне особенно не побегаешь, да особенно тонкие чувства такой туше ни к чему — даже если она кого и не заметит, то при её габаритах это уже не её проблемы. Собственно, это и подтвердили палеонтологи, когда у них дошли, наконец, руки до хранившейся в венском Институте палеонтологии аж с XIX века окаменелости нодозавра Struthiosaurus austriacus.

А вот и наш герой. Немножко глуховат, но это не его проблема.
А вот и наш герой. Немножко глуховат, но это не его проблема.

Интересна окаменелость тем, что её череп сохранился очень хорошо. В частности, сохранились даже мозговые оболочки, что случается очень редко. И именно такая сохранность черепа и позволила изучить строение мозга динозавра не по слепку-эндокрану, дающему весьма приблизительное представление о содержимом черепа, а почти напрямую.

Слышь, братан... А чего бурелом-то такой? Это мы, что ли, всё?
Слышь, братан... А чего бурелом-то такой? Это мы, что ли, всё?

Судя по распределению находок, анкилозавры, в отличие от многих других травоядных динозавров, в стаи не сбивались, а были одиночками. Конечно, такое крупное животное в компании для защиты от хищников не нуждается, но им совершенно не обязательно и пастись в одиночку, например, современные слоны вполне живут группами. А вот анкилозавры в стада не сбивались, и изучение венского черепа помогло понять, почему.

Очки? Нннада!
Очки? Нннада!

В общем и в целом мозг нодозавра ничем особенно от мозгов его родичей не отличался, а его особенности объясняли образ жизни динозавра. Во-первых, та часть зрительных долей мозга, которая отвечает за удерживание взгляда при движениях головы, оказалась довольно мала, да и строение вестибулярного аппарата указывает на то, что двигался он весьма неторопливо. А короткая улитка внутреннего уха говорит о весьма плохом слухе. Понятно, что стадо тугих на ухо и неповоротливых туш было бы толпой, мешающей кормиться составляющим её животным.

Наука
7 млн интересуются