Хотя динозавров почему-то считают поголовно огромными тушами, но в среднем они не были крупнее современных млекопитающих. Хотя «изобретение» трубчатых костей и позволяло им ставить рекорды гигантизма на суше. Хищные динозавры тоже ставили рекорды, так что травоядным динозаврам было от кого защищаться.
А способов защититься от хищника на самом деле не так уж много. Нужно либо научиться быстро бегать, причём очень быстро, чтобы тебя не догнал даже двуногий гигант — тираннозавр. Либо вырасти таким большим, чтобы стать не по зубам даже самому большому хищнику, как это сделали диплодок и прочие зауроподы. Или же просто отрастить такую броню, что не каждый хищник прокусит.
Именно по последнему пути и пошли тиреофоры, к которым относятся самые известные «ходячие танки» мезозоя — анкилозавры и стегозавры. От остальных динозавров они отделились довольно поздно — в начале юры, расселились по всей планете и просуществовали до самого вымирания вообще всех нептичьих динозавров в конце мела.
Судя по тому, что находят ранних тиреофор в Европе и Северной Америке, возникли они в Лавразии — северном континенте, образовавшемся после распада Пангеи. Но находят ранних тиреофор и на осколках Гондваны. Первым из них стал совсем небольшой динозаврик, обнаруженный в Аргентине.
Несмотря на то, что размером он был с крупного кота — длиной чуть больше метра вместе с хвостом и весом в 4—7 килограммов, внешность у него, как и у всех представителей семейства, была весьма внушительная — по спине шёл костный гребень, а на боках, шее и хвосте были костяные же щитки. По ним нового ящера и назвали — Jakapil kaniukura, в переводе с местного индейского языка — «носитель щита».
Причём, в отличие от анкилозавров и стегозавров, якапиль был двуногим, так что скорее всего, спасаясь от хищников, полагался не только на броню, но и на быстрые ноги. Причём ноги ему были нужны явно не только для занятий спортом — в пустыне, где он жил, хищников водилось предостаточно — и такие же двуногие хищные динозавры, и возникшие уже тогда примитивные удавы.
Питался якапиль, само собой, не нежными побегами, с которыми в пустыне напряжёнка, а жёсткими колючками, о чём говорит и строение его зубов, напоминающих зубы сидящих на такой же диете игуан. Надо полагать, побегать ему приходилось не только чтобы спастись от хищников, но и чтобы найти еды.
Не удивительно поэтому, что якапиль изрядно отличался от современных ему тиреофор, которые были четвероногими и не только бронированными, но и весьма крупными. Но всё же, видимо, именно двуногость и лёгкая костная броня для тиреофор были примитивными признаками — именно пустыни и были их родиной, где они изначально возникли.