Лет десять назад подобная постановка вопроса была бы невозможна: «китайцев» никто не рассматривал всерьез, сколь привлекательным ни был бы ценник. Но сегодня однозначного ответа уже нет. Качество машин из Поднебесной растет на глазах, а число прочих автомобилей на нашем рынке точно так же тает. Так что же выбрать-то?
Давать советы в таких ситуациях глупо: человек все равно поступит по-своему. Однако можно постараться собраться воедино все доводы «За» и «Против» – возможно, что-то и прояснится.
Начнем собирать «плюсы» в пользу покупки, например, подержанной «Хонды» или «Тойоты». Владельцы таких машин радостно начнут объяснять, что «японки» , дескать, вообще не ломаются – пройдут и 300 тысяч километров, и 500. А если что-то и поломается, то с ремонтом проблем не будет – движки довольно простые, и наши сервисмены давно их освоили. Наконец, и это немаловажно, перепродажа такой машины обычно проходит вполне легко. Остаточная стоимость «японок» на практике порой даже чуть возрастает по сравнению с изначальной.
Правда ли все это? Ну, не совсем – все металлы все равно гниют. На практике ремонт обычно сводится к замене одной древней детали на другую, столь же древнюю. Это касается не только кузовщины, но и других элементов – генераторов, стартеров и т.п., если ради экономии покупать их на разборках. Отметим, также, что внешней привлекательностью старые «японки» все-таки не страдают, то же относится и к сильно потрепанному интерьеру. Если потребителю все это безразлично – лишь бы ездила! – это одно дело, а если откровенная архаичность образа все же портит настроение, тогда точно есть смысл приглядеться к «китайцам».
Облик сегодняшних китайцев такой, что не сразу и догадаешься, откуда родом такая машинка. Дизайн – «как в лучших домах», функционал – именитые бренды позавидуют. Светодиодная оптика, системы помощи водителю, большие мониторы, фенечки типа голосовых ассистентов… Когда-то, в жигулевскую эпоху, различными наворотами привлекали как раз бэушные иномарки, у которых в базе были и электрические стеклоподъемники, и кондиционер, и «музыка», конечно же. Сегодня примерно тем же привлекают новенькие машины из КНР. Немного непрестижные, с непонятной надежностью, но зато нафаршированные на зависть всему автомиру. При этом – никаких уезженных салонов с протертыми сиденьями и драными боковинами дверей. И все агрегаты, конечно же, новенькие.
«Минусы» от приобретения китайского авто? Они довольно забавные: в Поднебесной производится такое количество автомобилей и их модификаций, что даже сами китайцы зачастую затрудняются определить, что это за зверь и какие детали к нему подходят. С иномарками из недружественных стран такой проблемы нет, а вот с машинами из дружественного Китая – сплошь и рядом. Неизвестные агрегаты, путаница в каталогах – сервисмены зачастую просто теряются. Вроде бы, заказывали подходящую деталь, а она не встает на посадочное место – кто виноват? А какая разница, кто?
Про надежность китайских машин пока что сказать просто нечего. Доносятся отрицательные отзывы о вариаторах и роботизированных коробках, быстро ржавеющих кузовах и выхлопных системах. Электроника часто «глючит»... Для понимания можете взять каршеринг: там есть как новые китайские автомобили, так и модели корейских и европейских марок, купленные еще до начала СВО. Вы удивитесь, когда увидите, во что превращаются машины из КНР всего за несколько десятков тысяч км жесткой эксплуатации: их конкуренты выглядят бодрее даже с пробегами за сотню тысяч км при таком же нещадном обращении пользователей.
Что будет с ценами на автомобили разной национальности через год-другой, сегодня не знает никто. Злые языки говорят, что цены на китайцев, возросшие сегодня, все-таки упадут. Слабо верится в том, что какие-то машины у нас подешевеют, но, в любом случае, рассматривать подобную покупку как надежное вложение средств, все же не стоит.
Что еще почитать:
Премиальное топливо: стоит ли за него переплачивать?
Что купить, когда все дорожает: квартиру или машину?
С какой проблемой столкнулись владельцы китайских автомобилей в России