Продолжаем подготовку к одному из самых сложных заданий ОГЭ. Теперь поговорим о составном глагольном сказуемом, а также о синтаксической роли инфинитива.
Теория
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?
У сказуемого есть два значения:
- лексическое — что говорится о подлежащем (смысл);
- грамматическое — форма наклонения, времени, числа, лица, рода.
В СГС грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, лексическое — в инфинитиве.
Вспомогательный глагол имеет следующие значения:
- начало, конец, продолжение действия;
- способность/неспособность совершить действие;
- намерение, желание/нежелание совершить действие;
- переживания, мысли, чувства по поводу действия.
Способы выражения вспомогательной части СГС:
- Фазовые глаголы
Начало, конец, продолжение действия: начать, стать, продолжать, закончить, остаться, перестать, прекратить, бросить и др.
Я продолжаю танцевать.
- Модальные глаголы
Необходимость, желательность, способность, предрасположенность: мочь, уметь, желать, хотеть, намереваться, рассчитывать и др.
Я хочу танцевать.
2. Эмоциональные глаголы
Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др.
Я люблю танцевать.
3. Краткие прилагательные, слова категории состояния (+ быть)
должен, вынужден, способен, готов, обязан, рад , надо, можно, нужно, нельзя и др.
Я был готов танцевать.
Я готов танцевать.
Пример
Он начал танцевать.
Начал: грамматическое значение — изъявит. наклонение, прош. время, ед. число, муж. род + часть лексического значения — начало действия.
Танцевать: лексическое значение — исполнять танец.
Трудности, которые испытывают ученики
1. Неумение находить вспомогательное слово и определять его значение.
Следует обратить внимание учеников на значение вспомогательных глаголов, проделать специальную работу по умению понимать и различать их смысл.
Например, можно предложить подобное задание.
Задание 1
Распределите вспомогательные глаголы по колонкам:
желать, думать, уметь, мочь, начать, стать, жаждать, надеяться, бояться, закончить, суметь, разучиться, ухитриться, приняться, стараться, продолжить, стыдиться, собираться, намереваться, решить, пуститься, прекратить, готовиться, научиться, мечтать, хотеть.
Начало, конец, продолжительность: _________________________
Способность или неспособность: _________________________
Намерение, желание или нежелание: _________________________
Переживания, мысли, чувства: _________________________
Затем отрабатываем умение находить СГС в отдельных предложениях и текстах.
Вот примеры заданий.
Задание 2
Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.
- Стая сорок может загнать оленя.
- Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз.
- Если ты поручишь дело бездельнику, он тебя же учить начнёт.
- И от малой ошибки беда может приключиться.
- Кто привык кутаться, тот зябнет.
- Колодезная лягушка не может говорить о небе.
- Стая мышей может искусать тигра.
Задание 3
Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.
Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.
2. Неумение определять синтаксическую роль инфинитва.
Многие ученики зачастую любой инфинитив включают в состав сказуемого. Необходимо отдельно проработать с девятиклассниками тему «Синтаксическая роль инфинитива» (лучше, конечно, это сделать ещё в 8 классе при изучении типов сказуемого) и научить их отличать СГС от других синтаксических конструкций.
Синтаксическая роль инфинитива
- Инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу:
Нам хотелось танцевать.
- Инфинитив является подлежащим, если обозначает предмет речи:
Жить – родине служить.
- Инфинитив входит в форму сложного будущего времени:
Я буду работать. Мы будем строить. Ты будешь отвечать.
- Инфинитив является дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия:
Все просили её (о чём?) спеть.
- Инфинитив является обстоятельством цели при глаголе движения:
Я вышел на улицу (зачем?) погулять.
- Инфинитив является определением, если относится к существительному:
У меня есть желание (какое?) искупаться в речке.
- Инфинитив может входить в состав обособленных обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов); в этих случаях инфинитивы являются зависимыми словами и относятся к деепричастиям или причастиям.
Отец, /желая отдохнуть от работы/, ушёл в беседку.
Отец, /желавший отдохнуть от работы/, ушёл в сад.
Для отработки можно предложить следующие задания.
Задание 4
Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива.
- Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол.
- Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле.
- У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов.
- Он внезапно перестал качаться на стуле.
- Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни.
- Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём.
- — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса.
- Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия.
- Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов.
- Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь.
- На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться.
А вот задание в формате ОГЭ.
Задание 5
Прочитайте текст.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- Он бродил (предложение 1)
- Рыба уплывала (предложение 2)
- Он радовался (предложение 3)
- Ихтиандр нес её (предложение 4)
- Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.
Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.
Пособие состоит из нескольких разделов:
1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.
2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:
· задания на основе предложений (32 предложения);
· задания на основе текстов (12 текстов).
3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).
4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.
За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.
Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.
Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.