Найти в Дзене

Готовимся к ОГЭ. Задание 2. Составное глагольное сказуемое.

Оглавление

Продолжаем подготовку к одному из самых сложных заданий ОГЭ. Теперь поговорим о составном глагольном сказуемом, а также о синтаксической роли инфинитива.

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения:

  • лексическое — что говорится о подлежащем (смысл);
  • грамматическое — форма наклонения, времени, числа, лица, рода.

В СГС грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, лексическое в инфинитиве.

Вспомогательный глагол имеет следующие значения:

  • начало, конец, продолжение действия;
  • способность/неспособность совершить действие;
  • намерение, желание/нежелание совершить действие;
  • переживания, мысли, чувства по поводу действия.

Способы выражения вспомогательной части СГС:

  1. Фазовые глаголы

Начало, конец, продолжение действия: начать, стать, продолжать, закончить, остаться, перестать, прекратить, бросить и др.

Я продолжаю танцевать.

  1. Модальные глаголы

Необходимость, желательность, способность, предрасположенность: мочь, уметь, желать, хотеть, намереваться, рассчитывать и др.

Я хочу танцевать.

2. Эмоциональные глаголы

Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др.

Я люблю танцевать.

3. Краткие прилагательные, слова категории состояния (+ быть)

должен, вынужден, способен, готов, обязан, рад , надо, можно, нужно, нельзя и др.

Я был готов танцевать.

Я готов танцевать.

Пример

Он начал танцевать.

Начал: грамматическое значение — изъявит. наклонение, прош. время, ед. число, муж. род + часть лексического значения — начало действия.

Танцевать: лексическое значение — исполнять танец.

Трудности, которые испытывают ученики

1. Неумение находить вспомогательное слово и определять его значение.

Следует обратить внимание учеников на значение вспомогательных глаголов, проделать специальную работу по умению понимать и различать их смысл.

Например, можно предложить подобное задание.

Задание 1

Распределите вспомогательные глаголы по колонкам:

желать, думать, уметь, мочь, начать, стать, жаждать, надеяться, бояться, закончить, суметь, разучиться, ухитриться, приняться, стараться, продолжить, стыдиться, собираться, намереваться, решить, пуститься, прекратить, готовиться, научиться, мечтать, хотеть.

Начало, конец, продолжительность: _________________________

Способность или неспособность: _________________________

Намерение, желание или нежелание: _________________________

Переживания, мысли, чувства: _________________________

Затем отрабатываем умение находить СГС в отдельных предложениях и текстах.

Вот примеры заданий.

Задание 2

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.

  1. Стая сорок может загнать оленя.
  2. Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз.
  3. Если ты поручишь дело бездельнику, он тебя же учить начнёт.
  4. И от малой ошибки беда может приключиться.
  5. Кто привык кутаться, тот зябнет.
  6. Колодезная лягушка не может говорить о небе.
  7. Стая мышей может искусать тигра.

Задание 3

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.

Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.

2. Неумение определять синтаксическую роль инфинитва.

Многие ученики зачастую любой инфинитив включают в состав сказуемого. Необходимо отдельно проработать с девятиклассниками тему «Синтаксическая роль инфинитива» (лучше, конечно, это сделать ещё в 8 классе при изучении типов сказуемого) и научить их отличать СГС от других синтаксических конструкций.

Синтаксическая роль инфинитива

  • Инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу:

Нам хотелось танцевать.

  • Инфинитив является подлежащим, если обозначает предмет речи:

Жить – родине служить.

  • Инфинитив входит в форму сложного будущего времени:

Я буду работать. Мы будем строить. Ты будешь отвечать.

  • Инфинитив является дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия:

Все просили её (о чём?) спеть.

  • Инфинитив является обстоятельством цели при глаголе движения:

Я вышел на улицу (зачем?) погулять.

  • Инфинитив является определением, если относится к существительному:

У меня есть желание (какое?) искупаться в речке.

  • Инфинитив может входить в состав обособленных обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов); в этих случаях инфинитивы являются зависимыми словами и относятся к деепричастиям или причастиям.

Отец, /желая отдохнуть от работы/, ушёл в беседку.

Отец, /желавший отдохнуть от работы/, ушёл в сад.

Для отработки можно предложить следующие задания.

Задание 4

Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива.

  1. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол.
  2. Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле.
  3. У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов.
  4. Он внезапно перестал качаться на стуле.
  5. Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни.
  6. Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём.
  7. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса.
  8. Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия.
  9. Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов.
  10. Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь.
  11. На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться.

А вот задание в формате ОГЭ.

Задание 5

Прочитайте текст.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Он бродил (предложение 1)
  2. Рыба уплывала (предложение 2)
  3. Он радовался (предложение 3)
  4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
  5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.

Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.

Пособие состоит из нескольких разделов:

1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.

2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:

· задания на основе предложений (32 предложения);

· задания на основе текстов (12 текстов).

3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).

4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.

За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.

Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.