В Россию в первые 10 месяцев 2023 г. было ввезено 889 400 легковых автомобилей, что в 2,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные СП «Автостата» и системы электронных ПТС. Более 60% от общего числа импортированных автомобилей – новые машины (546 800 штук), около 40% – подержанные (342 600 единиц).
Октябрь 2023 года стал рекордным месяцем по ввозу новых легковушек. Всего за прошлый месяц было импортировано 86 800 новых машин. Предыдущий рекорд был отмечен месяцем ранее – в сентябре, когда было импортировано 80 800 автомобилей.
Основным поставщиком новых автомобилей в Россию в 2023 году стал Китай. На его долю пришлось около 80% всех поставок. Эксперты называют среди путей поставок Казахстан, Киргизию, в меньшей степени – Армению и ОАЭ. Основным поставщиком автомобилей с пробегом выступает Япония, ее доля составляет 54%. Поступают б/у иномарки также из Белоруссии, Южной Кореи и Германии. Япония с 9 августа ввела эмбарго на экспорт в Россию новых и подержанных автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, а также гибридов и электрокаров.
Самыми популярными марками новых импортных машин являются китайские Chery (23%), Changan (10%), Omoda (9%), Geely (8%) и Exeed (7%), подсчитали в ППК. Omoda и Exeed являются суббрендами Chery, то есть на этот автоконцерн в целом приходится почти 40% импорта. Всего за 10 месяцев этого года в России было продано 94 284 автомобиля марки Chery – в 3,6 раза больше, чем в том же периоде 2022 г. Такой результат позволил бренду занять второе место в топе продаж после Lada. Для сравнения, на третьем месте с отставанием от Chery в 12 303 машины – китайский Haval, который выпускают на заводе в Тульской области.
Наиболее популярной маркой среди импортных автомобилей с пробегом является Toyota с долей 27,4%. За ней следуют Honda (16%), Kia (7%), BMW (6,5%), Nissan (6,3%) и Hyundai (5%). Всего за 10 месяцев 2023 года в России было продано 4,84 млн легковых машин с пробегом – на 23% больше в годовом выражении.
По оценке, за весь 2023 г. в Россию будет ввезено порядка 1,1 млн новых и подержанных легковых машин.
- Это станет абсолютным рекордом за долгие годы. В следующем году в связи с существенным ростом утилизационного сбора и увеличением объемов внутреннего производства, автомобильный импорт должен немного сократиться, – говорится в сообщении.
Утильсбор на легковые автомобили – разовый платеж, вносимый за выпуск или ввоз техники – был проиндексирован с 1 августа в 1,7-3,7 раза в зависимости от объема двигателя транспортного средства. Объем внутреннего производства легковых машин за три квартала этого года вырос лишь на 2,7% в годовом выражении до 358 000 автомобилей, следует из данных Росстата.
В 2024 году импорт автомобилей будет падать, соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, существенного роста производства на отечественных заводах, помимо «Автотора», как минимум в первой половине следующего года не ожидается. Импорт подержанных машин, оформленных на физлиц, снизится меньше, чем ввоз новых автомобилей. Те, кто хотел купить в этом году машину по более низким ставкам утильсбора, уже сделал это, поясняет эксперт.
Напомним, с резким и внезапным повышением утильсбора столкнулись покупатели авто в западной части России. По их словам, на таможне внезапно им сообщили, что размер выплаты изменился в силу вступивших в конце октября поправок в закон. И теперь размер утилизационного сбора составляет уже не несколько тысяч рублей, а миллион и даже больше. Это сопоставимо со стоимостью самой машины. Как выяснилось, жалобы на такие ситуации приходят именно из западных регионов, потому что поправка в постановлении об утильсборе, заработавшая в октября, коснулась тех, кто везет авто из стран ЕАЭС. Обычно машины поставляют через Белоруссию и Казахстан. Машин, которые поставляются из Японии или Китая, как выяснилось, это не коснется.