Здравствуйте, продолжаю читать книгу "Кошелек или жизнь" авторов Вики Робин и Джо Домингеса. Первые впечатления описал в статье по ссылке.
Сейчас же прочел объяснение, почему мы все стремимся покупать и покупать, не останавливаясь ни на миг. Одежда, телефоны, квартиры, машины, туристические поездки - давай, давай, больше и больше. Кажется, что это естественное положение дел, но в данной книге написано, что так было не всегда.
Прежде чем продолжить, хочу сказать, что поскольку авторы американцы, то естественно, они описывают ситуацию в их стране. В нашей стране в то время происходили совсем другие события, но то, что я наблюдаю сейчас, весьма похоже на Америку столетней давности.
Хотел описать своими словами, но потом решил, что лучше самих авторов, никто не скажет, поэтому привожу цитату:
В начале 1920-х годов, на заре индустриальной революции, появилось любопытное явление. Поразительная способность техники удовлетворять человеческие потребности стала столь очевидной, что общая экономическая активность упала. Инстинктивно понимая, что уже достаточно заработали, американцы требовали сократить рабочую неделю и предоставить им больше свободного времени, чтобы насладиться плодами труда. Сразу два слоя американского общества выразили обеспокоенность этими тенденциями. Моралисты, унаследовавшие протестантскую рабочую этику, считали, что «праздные руки помогают дьяволу». Они полагали, что праздность развращает и доводит сначала до лени, а потом и до остальных шести смертных грехов. Второй социальный слой, забивший тревогу, – это промышленники. Сократившийся спрос на промышленную продукцию мог привести к замедлению темпов экономического роста. Казалось, у работников отсутствует инстинктивное стремление покупать новые товары и услуги (автомобили, химические средства, бытовую технику, развлечения), как они это делали с традиционными товарами (едой, одеждой, домами).
Однако в качестве альтернативы росту рассматривалась отнюдь не зрелость экономики, а этап, предшествующий стагнации цивилизации и падению продуктивности труда. Для товаров, изготавливавшихся машинами как из рога изобилия с невиданной скоростью и точностью, требовались новые рынки, способные приносить устойчивую прибыль промышленникам. И тут возникла гениальная мысль: эти новые рынки будут представлены тем же самым населением, но уже приученным стремиться к приобретению не только необходимых, но и ненужных товаров, привлекающих новизной. Появилась концепция «жизненных стандартов». Были выработаны новые искусство, наука и промышленность – специально с целью убедить американцев, что они работают именно для того, чтобы добиться более высоких стандартов жизни, а не просто для того, чтобы удовлетворить базовые экономические потребности. В 1929 году Комиссия по изучению текущего состояния экономики при президенте Герберте Гувере опубликовала отчет Recent Economic Changes («Последние экономические перемены») о реализации этой новой (и очень долгожданной) стратегии.
Опрос с полной очевидностью подтвердил то, что долгое время считалось верным теоретически: желания потребителей практически неутолимы, и одно из них, будучи удовлетворено, порождает другое. Отсюда следует вывод: перед нами фактически безграничное поле экономической деятельности, новые желания по мере их удовлетворения порождают еще более новые, и так бесконечно… Таким образом, ситуация складывается для нас весьма удачно, и мы продвигаемся вперед очень быстро. Конец цитаты, взято из открытого доступа.
То есть, если люди не хотят покупать - мы их убедим (Понадобилось всего девять лет.). Будем внушать всеми доступными способами (для того времени) - радио, газетами и наружной рекламой. Ну, а если постоянно повторять одно и то же, то в конце концов в это поверят, и примут. А для последующих поколений, уже появившихся на свет при этой пропаганде, данный образ мыслей будет естественным. В качестве примера могу привести свою дочку, которая не понимает, как это можно было смотреть мультики не когда захочется, а только в определенное время, и что смотреть - выбрать нельзя. Это я про телевизор в восьмидесятые и девяностые годы. Сами понимаете, интернетом тогда и не пахло.
Дальше в книге написано, что даже отдых превратили в потребление, только других товаров и услуг. В общем, качественно поработали с мышлением. Появилось понятие "крысиные бега" - работаешь, зарабатываешь, покупаешь, и так без конца. остановиться нельзя, потому что все вокруг занимаются тем же самым, что я, хуже их что ли? Мне важно мнение других людей о себе, поэтому буду стараться изо всех сил, чтобы оно было хорошим. Хорошо от этого процесса в принципе всем - стиральные машины, смартфоны и мембранная обувь здорово упрощают жизнь, но везде надо знать меру. А с этим не всегда получается, взять хотя бы черную пятницу. Ну вот зачем покупать еще один телевизор, когда имеющемуся всего полгода?
А если еще посмотреть, как эта пятница выглядит у нас - возникает только один вопрос. Где ваш разум, люди? За две недели до поднять цены в два раза, а в час икс вернуть их до обычных значений - вот это по-нашему.
Почему так происходит? Почему люди поддаются внушению? Про себя могу сказать - потому что скучно, и нет своих мыслей по поводу того или иного события. Дружбан купил что-то технологично-блестящее - о, интересно, мне тоже надо. Наверно:) Это как мода у женщин. Одна ходит в чем-то, чего нет ни у кого, а другие смотрят и думают "мне тоже надо", потом через пару месяцев как будто в армию попал - все женщины в одном и том же. Напишите пожалуйста, что вы думаете.
Ну, а поскольку такой образ мыслей появился задолго до нашего рождения, то мало кому приходит в голову, что можно и по-другому. Это как если кто-то наслушался призывов инвестировать, типа "всё растет, покупай скорее", и начинает действовать. А потом приходит ну например весна 2020 года, или 22го.
Приведу для иллюстрации собственноручную корявую картинку и попробую объяснить.
Верхний график - это любой процесс. По оси "Икс" отложено время, по оси "Игрек" что угодно - цена акций, среднегодовая температура, уровень жизни, давление в шинах:) А на нижней системе координат указано, когда человек начал этим интересоваться, и тут и там это точка 2. Если брать мой пример с инвестициями, то точка 2 это например осень 2019 года, а потом случился локдаун, и человек, чей биржевой опыт заключен между точками 2 и 3 начинает думать что фондовый рынок это лохотрон. А расширить кругозор до точки 1 никто не хочет.
Как обстоит дело с потреблением, можно посмотреть на следующем графике.
БОльшую часть своей истории люди жили очень бедно. Элементарные вещи вроде посуды или одежды стоили дорого. Именно поэтому нам известны деревянные ложки и лапти. Пошел в лес, ободрал кору, отломал палку, и потом сделал обувь и столовый прибор. Этот период на графике горизонтальный, метку с 1812 годом я поставил для примера.
Но во второй половине 19 века началось бурное развитие технологий, точнее оно продолжилось, став более быстрым. И ту же сталь стало возможно использовать не только в пушках, паровозах и кораблях, но и для производства корпусов бытовой техники например.
Наделали стальных газовых плит, продали их в каждую семью по одной, и что? Завод по прежнему работает, но плиты никто не покупает, потому что не надо. Как обеспечить сбыт? Правильно - промыть мозги, навязав новую модель, которая немного лучше. И так во всем. А потом некий гений придумал запланированное старение. Это когда айфон через год начинает тупить, работать с ним становится невыносимо, и человек покупает новый, который упакован в словесную мишуру "более качественные снимки, делись с друзьями одним движением, и т.д." Естественно, стоит он немного дороже. Я раньше ремонтировал принтеры, и в этой области то же самое. Лучше, чётче, быстрее, главное купи новый. Он легче, меньше потребляет электричества - всё для тебя.
Дата рождения на графике - это собственно день рождения любого, живущего сейчас, который появился на свет во время роста потребления, и для него постоянные покупки чего-то нового, и расширение ассортимента товаров являются естественным событием, без которого непонятно, как и существовать. Осознать то, что так было не всегда, может не каждый, точнее осознать-то может, но от этой мысли станет неприятно, поэтому ну ее подальше.
В общем на мой взгляд, получается тупик. Говорят, что общество развивается по спирали, но складывается впечатление, что она превратилась в замкнутый круг: больше работай, зарабатывай, покупай хлам. Крысиные бега в чистом виде. А большие дяди будут богатеть еще больше, только непонятно для чего. Есть отдельные здравомыслящие голоса, и даже целое движение - минимализм, но мало кто к нему присоединяется.
Смотреть на эту картину достаточно неприятно, но что делать. Остается действовать по принципу "если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним". Например прокачивая навык пофигизма. По-моему это единственный способ сохранить рассудок в нашем сегодняшнем мире. В радиотехнике есть такой параметр - чувствительность. Это способность радиоприёмника принимать слабые по интенсивности радиосигналы и количественная мера этой способности. Иногда, для повышения качества работы устройства её намеренно ухудшают, называется этот процесс "загрубить чувствительность". Как мне кажется пофигизм это и есть загрубление чувствительности к внешним раздражителям, например к агрессивной рекламе. Пойду тренироваться и читать книжку дальше. Всем здоровья и хороших выходных:)