Найти тему

Василий Кандинский

Вдохновение от «Стога сена»

Амбассадор абстракционизма, отец-основатель беспредметной живописи, человек, совершивший революцию в искусстве. Этими эпитетами начинаются многочисленные статьи о Кандинском. Удивительно, как он все успел. Ведь карьеру живописца Кандинский начал уже после тридцати! А мог не начать вовсе - он с отличием окончил юридический факультет Московского университета и получил приглашение на должность профессора права в одном из старейших европейских вузов, Дерптском университете.

Василий Кандинский
Василий Кандинский

Сам художник признавался, что из привычной реальности его вырвали несколько событий.

Во-первых, знакомство с картиной импрессиониста Клода Моне «Стог сена». Думаете, она вызвала в нем восторг? Не все так однозначно. «Без каталога было не догадаться, что это, - вспоминал Кандинский. - И эта неясность была мне неприятна: мне казалось, художник не вправе так писать. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память».

Вторым стало посещение оперы Вагнера «Лоэнгрин». «Скрипки, глубокие басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».

Василий Васильевич Кандинский – Без названия. (2) 1909.
Василий Васильевич Кандинский – Без названия. (2) 1909.

И, наконец, третье: открытие радиоактивности ученым-физиком Антуаном Беккерелем. По признанию Кандинского, именно тогда для него исчезли привычные основы и ориентиры. Для познания мира стало явно недостаточно формальных правил и норм.

Зелёная скрипка и красный барабан

С этого момента он все дальше уходит от реальности прямой и буквальной, как свод законов, в реальность сложную и многозначную. Кандинский бросает юриспруденцию и поступает в Мюнхенскую школу искусств. Изучает рисунок, живопись, композицию. Учится работать с формой. Но вскоре и в этих формах ему становится тесно. Он стремится воздействовать не на разум, а на эмоции. Поймать ту ноту, которая заворожила его у Моне. Увидеть свет, который шел от музыки Вагнера. Привычные силуэты оказываются помехой. Главным инструментом художника становится цвет.

Василий Васильевич Кандинский – Композиция X 1939.
Василий Васильевич Кандинский – Композиция X 1939.

Именно странной логикой оттенков, цветовыми пятнами, расположенными на первый взгляд хаотично, но на самом деле пульсирующими в определенном ритме, Кандинский сначала шокирует, а потом покоряет своего зрителя. Вызывает «вибрации души». Погружает в «состояние внутреннего счастья». Такое сугубо эмоциональное, а не рациональное взаимодействие, по мнению Кандинского, и есть истинная цель искусства.

Импровизация 1914
Импровизация 1914

Несмотря на безусловный успех в Германии, а затем и в мире, работы абстракциониста вызывали немало вопросов. Слишком далеко ушел он от привычного и понятного. Слишком странными, хотя и будоражащими чувства, казались эти вспышки цвета и переплетения линий. Слишком абсурдными – призывы вслушаться в «музыку оттенков»: красный, по мнению художника, - это барабан, желтый – труба, зеленый – скрипка, черный – вечное безмолвие.

И уж совсем необъяснимой была та власть, которую имели его картины над воображением.

Композиция IX 1936
Композиция IX 1936

Позже исследователи установят: Кандинский обладал редким даром синестезии. Визуальные образы он воспринимал как музыку, через органы слуха, и наоборот. Это многое объясняет. Но для миллионов поклонников по всему миру сегодня, как и тогда, гораздо ценнее другой его талант. Способность заставить и всех нас слышать эту глубокую, чистую, то нервную, то нежную, но неизменно волнующую мелодию.

Доминирующая кривая 1936
Доминирующая кривая 1936