Вдохновение от «Стога сена»
Амбассадор абстракционизма, отец-основатель беспредметной живописи, человек, совершивший революцию в искусстве. Этими эпитетами начинаются многочисленные статьи о Кандинском. Удивительно, как он все успел. Ведь карьеру живописца Кандинский начал уже после тридцати! А мог не начать вовсе - он с отличием окончил юридический факультет Московского университета и получил приглашение на должность профессора права в одном из старейших европейских вузов, Дерптском университете.
Сам художник признавался, что из привычной реальности его вырвали несколько событий.
Во-первых, знакомство с картиной импрессиониста Клода Моне «Стог сена». Думаете, она вызвала в нем восторг? Не все так однозначно. «Без каталога было не догадаться, что это, - вспоминал Кандинский. - И эта неясность была мне неприятна: мне казалось, художник не вправе так писать. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память».
Вторым стало посещение оперы Вагнера «Лоэнгрин». «Скрипки, глубокие басы и прежде всего духовые инструменты воплощали в моем восприятии всю силу предвечернего часа. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной».
И, наконец, третье: открытие радиоактивности ученым-физиком Антуаном Беккерелем. По признанию Кандинского, именно тогда для него исчезли привычные основы и ориентиры. Для познания мира стало явно недостаточно формальных правил и норм.
Зелёная скрипка и красный барабан
С этого момента он все дальше уходит от реальности прямой и буквальной, как свод законов, в реальность сложную и многозначную. Кандинский бросает юриспруденцию и поступает в Мюнхенскую школу искусств. Изучает рисунок, живопись, композицию. Учится работать с формой. Но вскоре и в этих формах ему становится тесно. Он стремится воздействовать не на разум, а на эмоции. Поймать ту ноту, которая заворожила его у Моне. Увидеть свет, который шел от музыки Вагнера. Привычные силуэты оказываются помехой. Главным инструментом художника становится цвет.
Именно странной логикой оттенков, цветовыми пятнами, расположенными на первый взгляд хаотично, но на самом деле пульсирующими в определенном ритме, Кандинский сначала шокирует, а потом покоряет своего зрителя. Вызывает «вибрации души». Погружает в «состояние внутреннего счастья». Такое сугубо эмоциональное, а не рациональное взаимодействие, по мнению Кандинского, и есть истинная цель искусства.
Несмотря на безусловный успех в Германии, а затем и в мире, работы абстракциониста вызывали немало вопросов. Слишком далеко ушел он от привычного и понятного. Слишком странными, хотя и будоражащими чувства, казались эти вспышки цвета и переплетения линий. Слишком абсурдными – призывы вслушаться в «музыку оттенков»: красный, по мнению художника, - это барабан, желтый – труба, зеленый – скрипка, черный – вечное безмолвие.
И уж совсем необъяснимой была та власть, которую имели его картины над воображением.
Позже исследователи установят: Кандинский обладал редким даром синестезии. Визуальные образы он воспринимал как музыку, через органы слуха, и наоборот. Это многое объясняет. Но для миллионов поклонников по всему миру сегодня, как и тогда, гораздо ценнее другой его талант. Способность заставить и всех нас слышать эту глубокую, чистую, то нервную, то нежную, но неизменно волнующую мелодию.