Елена Витальевна Балахонова, помощник юриста ООО «Мариокс центр»
Отголоски лихих 90-х сказываются на современных гражданах, желающих выйти на пенсию: трудовой стаж в этот период времени Пенсионный фонд им отказывается засчитывать.
Что же делать?
Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и заработка регламентируется ФЗ от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с данным законом при назначении пенсии учитываются два вида стажа: страховой стаж - при определении самого права на выплату вам пенсии, общий трудовой стаж - при расчете размера пенсии.
В соответствии со статей 3 ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное соцстрахование до 1991 года, уплата ЕСН и ЕНВД до 2002 года.
А общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002, которые учитываются при осуществлении оценки прав по состоянию на 1 января 2002 года.
В статье 15 Закона от 28.12.2013 закреплены основные положения, касающиеся расчета размера страховых пенсий, который определяется исходя из индивидуальных пенсионных коэффициентов - баллов (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента.
ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, складывается из индивидуального пенсионного коэффициента:
- за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
- за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года.
Всю полноту представленной информации о периодах работы, суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы и баллах ИПК граждане могут увидеть и проверить в выписке из ИЛС в Личном кабинете на сайте ПФР.
Однако, если информация в выписке или на сайте оказалась неполной: отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица или эти сведения неполные, то такие сведения необходимо дополнить на основании подтверждающих документов. Здесь на помощь может прийти трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе ОПС. Если все записи в ней заполнены в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то вся утерянная информация будет учтена в пенсионном фонде без каких-либо проблем, и ваш недостающий трудовой стаж зачтут.
Если же трудовая книжка отсутсвует или в ней указаны неправильные и неточные записи, а также если записи о конкретных периодах вашей трудовой деятельности отсутствуют, то подтвердить ваш трудовой стаж можно двумя способами: справкой от работодателя или справкой из архивного учреждения. Это может быть все что угодно: выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Однако, здесь стоит обратить внимание на тот факт, что в данный период вам должна была начисляться «белая» заработная плата (то есть со всеми соответствующими выпотами в налоговую, пенсионный фонд, фонд социального страхования), а не «серая», которая была распространена в период 90-х годов. Поскольку во втором случае работодатель не осуществлял на вас никаких обязательных страховых платежей в ПФР, что свидетельствует об отсутствии у вас стразового стажа работы за этот период. В связи с этим вам могут начислить пенсию в гораздо меньшем размере чем тот, на который вы рассчитывали, или не начислить совсем.
Для получения справки необходимо обратиться в ту организацию, где вы на тот момент осуществляли свою трудовую деятельность. Если же оно находится в другом регионе, то ехать туда, естественно, не нужно. Обратитесь в ПФР с заявлением о просьбе истребованиях необходимых документов у организации и вам в сборе документов окажут помощь.
Если предприятие ликвидировано, но у него есть правопреемник, то справку о вашем стаже работы вам имеет право выдать именно предприятие-преемник.
Только в случае ликвидации организации и отсутствия ее правопреемника справку можно затребовать в архив. Вам будет предоставлена архивная справка, архивная выписка или архивная копия документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы.
Бывают ситуации, когда и в архивах нет документов ликвидированного предприятия. Что же делать?
По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период. Однако, сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются.
В данном случае при свидетеле обязательно должны быть документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданину необходимо написать заявление в пенсионный фонд с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению обязательно приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин.
При подтверждении трудового стажа на предприятии в определенный период с помощью показаний свидетелей нужно учитывать важную особенность: Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то есть для подтверждения других периодов (военная служба, период ухода за ребёнком-инвалидом и т. д.) свидетельские показания применять нельзя.
К сожалению, бывают такие ситуации, когда предприятия не передавали никакой информации в архивы, свидетелей найти уже удаётся, соответственно, ни один из вышеперечисленных способов подтвердить трудовой стаж в определённый период времени не подходит. Особенно такая ситуация наблюдается в период с 1986 по 1995 годы, когда документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы.
Проблема ещё в том, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет. Поскольку пенсионный фонд диктует свою позицию в том ключе, что в любом случае необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением. Много варианта ПФР даже не предусматривает.
В таком случае гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия, и уже по решению суда в пенсионном фонде требовать зачета определенного трудового периода в страховой и общий трудовой стаж.
Если возникнут какие-либо вопросы или потребуются дополнительные рекомендации, смело пишите (vopros-k-uristu@mail.ru) либо звоните нам (84959709200).
С уважением, сотрудники ООО «Мариокс центр».