Одна из сложностей оценки эффективности бизнеса – в выборе необходимых именно вам показателей для оценки. Анализ и отчетность на основе всего, что можно каким-либо образом измерить, приводит к путанице и еще большему недостатку информации для принятия решений.
Опыт Qlever Solutions в реализации проектов аналитики среди лидеров рынка фудритейла, ритейла, промышленности, энергетики помогает нам понимать, как корректно оценить эффективность бизнеса, и какие показатели стоит анализировать прежде всего.
В предыдущей статье мы уже отдельно обсудили, как грамотно вести учет в ресторанном бизнесе.
В этот раз мы подготовили серию статей, где расскажем про универсальные метрики, на которые стоит обратить внимание представителям любой отрасли и бизнеса любого масштаба.
Статьи могут стать для вас справочником, на основе которого можно выбрать самые полезные для вас метрики, проанализировать эффективность вашей компании и найти проблемы, из-за которых бизнес недополучает прибыль и упускает новых клиентов, а также разработать успешную бизнес-стратегию и принимать эффективные решения.
Финансы
Чистая прибыль (NP - Net Profit)
NP является важнейшим показателем эффективности любого бизнеса – демонстрирует, остаются ли у компании деньги после вычета из всех доходов всех расходов: налогов, процентов по кредитам, производственных расходов, амортизации.
КАК СЧИТАТЬ
Чистая прибыль обычно оценивается ежемесячно при подготовке бухгалтерской (отчет о прибылях и убытках) или управленческой (отчет о доходах и расходах) отчетности.
Для компании, производящей товары или услуги, доходы обычно составляет выручка от продаж, а расходы на производство и выпуск готового продукта еще называют общей себестоимостью.
Последовательность вычисления NP:
- Выручка от продаж = Цена (единицы продукции) * Количество реализованных единиц
- Валовая прибыль = Выручка от продаж – Себестоимость и другие прямые затраты
- Операционная прибыль (прибыль до уплаты налога на прибыль и процентов) = Валовая прибыль – Накладные расходы и другие косвенные затраты
- Прибыль до уплаты налога на прибыль = Операционная прибыль – Единоразовые выплаты, выплаты выходных пособий, затраты на реорганизацию – Выплаченные проценты
- Чистая прибыль = Прибыль до уплаты налога на прибыль – Налог на прибыль
КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ
Чем выше показатель чистой прибыли, тем лучше. Варьируется в зависимости от отрасли.
ДЛЯ ЧЕГО СЧИТАТЬ
Чистая прибыль является одним из показателей, помогающих понять, правильно ли компания распоряжается своими активами, увеличивает ли свою стоимость для акционеров и способна ли расти и развиваться.
Показатель NP важно рассматривать в контексте общей экономической обстановки и вместе с другими KPI: маржа прибыли, операционная прибыль, доходность активов и доходность капитала.
Чистая прибыль может быть реинвестирована для развития компании (нераспределенная прибыль) или использована для выплат акционерам и владельцам в виде дивидендов.
Показатель чистой прибыли можно отдельно измерить в отношении производственного подразделения, продукта, услуги для более детализированных результатов.
КАК УВЕЛИЧИТЬ NP
- Повысить выручку
Расширить географическое присутствие, изменить ассортимент продукции, усилить продвижение, повысить качество клиентского сервиса и т. д.
Не знаете, на какие товары спрос надо простимулировать с помощью акций, а какие снять с продажи?
Воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом анализа товарного ассортимента
- Сократить себестоимость
Снизить технологические потери, обновить оборудование, пересмотреть техпроцессы
- Снизить расходы на персонал
Передать часть процессов на аутсорсинг, пересмотреть способ начисления заработных плат, централизовать или наоборот распределить часть бизнес-процессов
- Снизить прочие расходы
Рефинансировать кредиты, пересмотреть договора с банками и отношения с поставщиками, усилить внутреннюю безопасность для предупреждения хищения
***
Ключевые показатели эффективности (KPI) используются для понимания текущей ситуации в бизнесе: оценки успешных результатов и выявления областей, на которые следует обратить внимание. Грамотная оценка эффективности поможет совершенствовать продукты и услуги, получить новые конкурентные преимущества, своевременно выявлять тенденции и предсказывать события.
Хотите принимать эффективные решения на основе данных?
Обратитесь за консультацией по составлению матрицы ключевых KPI к команде Qlever.