Найти в Дзене
Кошкин город

Троллейбус или электробус? Какой будет новая вокзальная площадь и достанутся ли велосипедистам 100 000 000 рублей?

Оглавление

Вчера состоялось очередное заседание совета общественности при региональном Минтрансе. Состоялось оно не в привычном месте, а в здании ЕТК в Северном на окраине города. Хотя в повестке, которую показали присутствующим по просьбе из зала, местом проведения значилось, как обычно здание Минтранса. Впрочем, это не сильно существенно, так как никакой информации о совете в открытом доступе не было.

Троллейбус или электробус?

Первый обсуждаемый вопрос касался будущего развития электротранспорта в городе. Министр автодорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко поделился отличной новостью - региональный Минтранс Белгородской области рассматривает возможность подачи заявку на участие в федеральной программе "Развитие городского наземного электрического транспорта (ГЭТ) до 2030 года". Министр пояснил, что сегодняшняя встреча - это лишь сбор мнений.

«В целом, в программе есть весь электротранспорт – и троллейбусы и электробусы и трамваи. Так как реализация трамвайного движения в городе объективно не представляется возможной, сейчас мы говорим о выборе между троллейбусами и электробусами. Однако говорить об окончательном выборе сегодня нельзя. Пока непонятны «правила игры», пока нам их не довели "сверху". На сегодняшний день мы не знаем точных условий участия в этой программе, выгодны ли они для региона. Не знаем возможно рекомендованных производителей, а также многих других факторов, которые будут влиять на результаты окончательных расчетов для принятия решения. Например, постоянно меняются цены на подвижной состав, появляются новые российские производители. Буквально недавно мы вообще электробусы не считали в связи с уходом производителей с рынка из за отсутствия аккумуляторов. Сейчас появились российские производители батарей и можно будет вернуться к этим расчетам. Это очень важно, так как, например в стоимости электробуса, стоимость батарей достигает 40-50% от общей суммы. Необходимо понимать, в какой форме, на каких условиях будет происходить финансирование программы – безвозмездное федеральное или на условиях софинансирования регионом, или льготного лизинга. Сейчас мы лишь хотим услышать лишь личное мнение членов совета – какой вид транспорта вам больше нравится. А когда узнаем все, о чем я сказал выше – тогда будем считать и думать, принимать обоснованное решение(С) С. Евтушенко.

Так же министр обозначил необходимые шаги для первого этапа развития ГЭТ.

  • - Инфраструктурное дооборудование площадки ЕТК в Северном под нужды новых единиц подвижного состава в зависимости от выбранного типа ГЭТ
  • - Обустройство новой контактной сети с возможностью динамической зарядки транспорта (в движении) на существующих опорах на участке «Аэропорт-УСК Хоркиной» (для троллейбуса)
  • - Обустройство двух новых тяговых подстанций (для троллейбусов) и одной подстанции зарядки на базе ЕТК (для троллейбусов либо электробусов)

Отвечая на вопросы собравшихся, Сергей Евтушенко рассказал, что сейчас обсуждаются несколько производителей троллейбусов, у которых заявленная величина автономного хода ( без проводов контактной сети) – около 40 километров. При этом отметил необходимость проверки соответствия завяленных производителем характеристик фактическим, особенно при полной загрузке троллейбуса в зимний период.

Мнения собравшихся разделились. кому-то нравились электробусы отсутствием визуального мусора в виде контактной сети и необходимости строить тяговые подстанции, кому-то - троллейбусы с автономным ходом более низкой стоимостью приобретения и возможностью охватить маршрутами пригороды. При этом, вопрос, какой тип маршрутов прежде всего предполагается заменить единицами ГЭТ и что будет с маршрутной сетью в случае принятия решения, члены совета обошли стороной. Отчасти потому что Сергей Евтушенко рассказал о предполагаемом троллейбусном маршруте, если выбор будет сделан в его пользу.

Маршрут предварительно такой: «Аэропорт-Богданка-Хоркина-Щорса-Королева (или Костюкова или Губкина)-Технолог - Вокзал-Богданка-Аэропорт. Участок «Аэропорт-УСК Хоркиной» - движение по контактной сети. Остальной участок – на «автономном ходу. (С) С. Евтушенко

Так же, отвечая на вопрос из зала «А почему именно ЕТК, есть же существующее троллейбусное депо, там всего-то 100 метров проводов протянуть. Еще и обучать водителей надо. Почему бы не создать учебный центр на базе старого депо ?» Сергей Викторович резонно заметил, что при наличии базы ЕТК, нет необходимости и экономической оправданности, чтобы создавать вторую копию базы ЕТК со всей соответствующей инфраструктурой и дублированием работающих сотрудников. Использовать же существующую контактную сеть - невозможно, она изношена. К тому же, по его мнению, такие масштабные транспортные объекты, как рем. база и стоянка городского транспорта необходимо выносить за черту города, в городе их быть не должно. "По поводу создания учебного центра. Никто не мешает нам отправить первую партию водителей нового ГЭТ на учебу в другие регионы, в существующие центры. В случае создания очень дорогостоящего центра в городе - научим мы первую партию водителей, а потом будем учить по несколько человек в год. Строить центр с инфраструктурой, держать сотрудников - ради первой партии и нескольких человек в год - это неэффективные траты" - пояснил министр.

Что любопытно: несмотря на то, что никакой информации ни о заседании, ни месте и времени его проведения, а тем более о повестке и рассматриваемых вопросах в открытом доступе не было, на заседание пришла целая инициативная группа во главе с депутатом Екатериной Долговой, которая с ходу начала рассказывать членам совета, какая замечательная вещь - троллейбус. При этом троллейбус не абы какой, а строго определенной марки. Буклеты и распечатки с иллюстрацией достоинств троллейбусов этой марки Екатерина принесла с собой. Так же депутат особо отметила, что "в программу надо вступать только на условиях безвозмездного предоставления денег. Никаких возвратных денег или серьезного софинансирования регион не потянет. Это наша принципиальная позиция» - выразила депутат позицию "наших" (кто это? ). При этом, расписывая достоинства выбранных моделей троллейбусов не преминула упомянуть про программы льготного лизинга ( по сути - кредитных, возвратных денег).

В общем смотрелось несколько неожиданно. Но вишенка на торте – сказанная Екатериной кому-то ( не стану уточнять) из присутствующих тихая фраза, когда стало понятно что обсуждение ГЭТ закончилось: «Так, ну все, мне теперь можно идти?». Что это было – не хочу делать выводы.

В целом, обсуждение одного вопроса из семи «какой вид ГЭТ нравится больше» - заняло почти два часа. При этом обсуждать этот вопрос "с общественностью" и экспертами по транспорту - совет судя по всему, пока не планирует.

А зачем велосипедистам 100 млн на велодорожку?

Казалось бы, можно было перейти к следующему вопросу, но члены совета задали министру транспорта еще два вопроса, один из которых задавался каждый раз нескольких последних заседаниях.

  1. Когда сделают парковку около суда на ул. Сумской
  2. Зачем для 300 человек, приехавших на велопарад тратить 100 млн на велодорожку в Сосновке, если есть более важные объекты (сп. п.1).

Какое отношение к парковке около суда и к велодорожке в Сосновке имеет областной министр когда данные вопросы относятся к компетенции администрации города - осталось загадкой. Так же осталось невыясненным, почему нельзя было посмотреть в документацию по торгам на искомые "100 млн", размещенную в открытом доступе? В документации можно увидеть, что никакой «велодорожки» там нет, а есть оборудование маршрута для ходьбы и бега ( с возможностью движения на велосипеде) с покрытием из гравийного отсева. Так же заложено устройство четырех километров линий освещения, стоянки и иные работы.

На вопрос из зала: «А можно узнать, почему члены совета так яростно против строительства городских велодорог? Давайте более подробно обсудим этот вопрос, раз он есть в повестке» задавший вопрос получил отповедь из президиума: «А откуда вы узнали, что этот вопрос есть в повестке, откуда у вас заранее была повестка?» При том, что повестку отдали в зал на пятой минуте заседания, а к пришедшей с явно «домашними заготовками» Екатерине Долговой, такого вопроса у совета почему-то не возникло. Впрочем, наверное, это уже конспирология....

Более детально на второй вопрос о "велодорожке" в Сосновке ответил зам.мэра города Василий Голиков. Он пояснил необходимость этих работ и важность объекта для горожан, так как он входит в большую концепцию развития городских общественных территорий.

Выступление Василия Голикова
Выступление Василия Голикова
На первом этапе, например мы превратили полузаброшенное место в «парк Берега». Обычный пляж мы превратили в полноценное многофункциональное пространство, которое теперь наполнено жизнью. Урочище «Сосновка» и проект набережной - это часть организации водно-зеленого каркаса города и развитие большой общественной территории для широкого круга пользователей. К тому же, для бега у нас почти нет трасс. Этот проект – для того, чтобы обеспечить возможность бегать по нормальному покрытию с освещением. При выборе оптимального покрытия для скандинавской ходьбы и бега в лесу мы специально консультировались с федерацией легкой атлетики. (С) В. Голиков.

У жителей возник логичный вопрос к зам.мэра о целесообразности устройства бордюров на бетонном основании по краям лесной дорожки. "Прошлый раз отсевом отсыпали эту трассу много лет назад. С тех пор за покрытием никто не ухаживал, не обновлял. И тем не менее, на большинстве участков - гравий на месте. А это все таки 8 километров новых бордюров - немалые деньги» -. парировал житель аргумент «для удобства уборки и чтобы отсев не рассыпался» , высказанный представителем администрации. Василий Голиков пообещал обдумать этот вопрос дополнительно.

Затем Василий Георгиевич представил, перешел к пожалуй, самому важному вопросу повестки.

Новый облик привокзальной площади города

-3

Разговоры о необходимости переформатирования пространства вокзальной площади велись давно. Однако меняющаяся обстановка вносила объективные коррективы. Серьезные коррективы внесло в ситуацию на площади ОАО «РЖД», огородив вокзал уродливым черным забором, отняв у пассажиров возможность удобной посадки и высадки и установив досмотровый павильон по требованиям безопасности на объектах ЖД-траснпорта. Это кардинально изменило всю схему транспортных связей. Василий Голиков представил новое видение облика площади.

-4

При разработке новой концепции был выполнен не только анализ существующего функционального зонирования, были проанализированы системные и уникальные проблемы территории, места концентрации ДТП, существующие пешеходные и транспортные потоки.

-5

Основное достоинство этой концепции – четкой разделение площади на функциональные зоны, при котором потоки машин, пешеходов и общественного транспорта пересекаются минимально. К тому же, если сейчас пассажир выходя из павильона досмотра оказывался на дороге посреди хаоса из такси и автобусов, то в новой концепции он оказывается в пешеходной рекреационной зоне и может отдохнуть, "прийти в себя" и сделать выбор в пользу того или иного вида транспорта – такси, велосипеда, автобуса, шеринга. Концепция предполагает создание дополнительной рекреационной зоны в районе выхода пассажиров из досмотрового павильона, велодорожки и зоны для шеринговых сервисов. Площадка межрейсового отстоя автобусов отделена от автомобильного транспорта и вынесена в отдельный блок. Стоящие автобусы упорядочены и не портят визуальное впечатление от площади. При этом остановки общественного транспорта расположены отдельно от площадки отстоя и вынесены максимально близко к прибывшим пассажирам. Большая плоскостная парковка останется платной, ее размер увеличится до 100 парковочных мест. При этом две парковки около торгового центра (пока) останутся бесплатными и будут служить для стоянки такси и личного авто. Сейчас представлена рабочая концепция, которая будет еще уточняться в деталях, но основа – останется неизменной.

-6

К тому же, концепция выполнена таким образом, что при изменении «ситуации» с забором и необходимости переформатирования пространства – это можно сделать относительно безболезненно. Например, заменить зону отстоя на транзитную зону посадки-высадки, или сделать на месте стоянки паркинг.

Остается вопрос о режиме работы двух маленьких парковок- как избежать того, что они будут круглые сутки забиты таксистами, которые занимая парковку часами, не будут за нее платить, а житель, приехавший за билетами на вокзал или в ЦЭБ, расположенный в здании рядом с парковкой, вынужден будет останавливаться «за плату». Так же немаловажно уточнить процесс подъезда такси для забора пассажиров в формате «приехал-посадил-уехал». Во время прибытия поезда количество такси, ждущих клиента не одно и далеко не пять. Как избежать коллапса в этом случае – еще предстоит уточнить. Однако, лично мне концепция кажется очень интересная, логичная и проработанная. Хотя бы потому, что в ее основе лежит решение двух важных задач – разделения различных транспортных потоков и создания первоначального привлекательного визуального образа площади. Ведь именно она создает первое впечатление у прибывающего пассажира. (С) КошкинГород

В отличие от совета, я видел эту концепцию ранее, когда обсуждался вопрос трассировки велодорожки и связь ее с будущим велокаркасом. И мне показалось, что как раз именно этот вопрос и нужно было подробно рассматривать два часа, изучать логику авторов концепции и задавать вопросы докладчику. Но, видимо, в связи с тем, что собравшимся уже сильно хотелось домой, вопросов не возникло и все заторопились к выходу. К тому же, еще ранее некоторые члены совета, услышав, что все таки «отнимать 100 млн у велосипедистов» - не будут, несмотря на то что в повестке были их доклады, просто ушли. В итоге из состава совета к моменту окончания заседания осталось всего пять человек. Да и свободных мест в совете еще ой, как много..

А напоследок - несколько цитат Сергея Евтушенко.

В январе 2024 года планируем сделать экспертизу проекта переустройства кольца промпарка «Северный», в 2024 году планируем реализовать (С) С. Евтушенко
Давайте снимем отсюда и направим сюда просто потому что мы так захотели - это неправильный подход. Есть разные направления развития города и развитие рекреационной и транспортной структуры - в том числе. (С) С.Евтушенко о необходимости отнять 100 млн из проекта велодорожки
Для электробусов нужна только база. Для троллейбусов – база и инфраструктура. Участки контактной сети, тяговые подстанции. Использовать существующие, как я и говорил раньше – нельзя, они изношены. (С) С. Евтушенко.
Стоимость километра пробега электробуса, который тестировали в Белгороде некоторое время назад и автобуса на газомоторном топливе - примерно сопоставимы. Однако, без учета ремонтов, обслуживания, инфраструктуры, замены и утилизации элементов питания. (С) С. Евтушенко.