Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Нужно знать о шлумбергерах

Где-то в октябре моя достойная однокурсница, давно, мудро и со вкусом выращивающая свой сад, наполненный интересными декоративными растениями, прислала мне фотографию бутона, появившегося на ее кактусе-«декабристе». Громко сказано – «ее кактусе»: она просто подобрала где-то брошенный кусочек из трех члеников и, хотя к шлумбергерам/«декабристам» холодна, укоренила находку – и вот награда: бутон! Не в первый раз, к слову сказать, отмечаю, как многоопытные цветоводы вдруг обращают внимание, начинают чувствовать и заражаются интересом именно к эпифитным кактусам. В которых таится что-то странное, какой-то зигзаг Эволюции, особая эстетика, особая биология и цветение, которое не может оставить равнодушным. Всячески такой качественный переход приветствую. Но этот присланный снимок упоминаю сейчас, поскольку он напомнил мне о том, что наступило время классических шлумбергер. И наверняка поднимается ежегодный девятый вал всякого рода публикаций, с этими кактусами связанных. И бОльшая часть т

Где-то в октябре моя достойная однокурсница, давно, мудро и со вкусом выращивающая свой сад, наполненный интересными декоративными растениями, прислала мне фотографию бутона, появившегося на ее кактусе-«декабристе». Громко сказано – «ее кактусе»: она просто подобрала где-то брошенный кусочек из трех члеников и, хотя к шлумбергерам/«декабристам» холодна, укоренила находку – и вот награда: бутон!

Присланная фотография.
Присланная фотография.

Не в первый раз, к слову сказать, отмечаю, как многоопытные цветоводы вдруг обращают внимание, начинают чувствовать и заражаются интересом именно к эпифитным кактусам. В которых таится что-то странное, какой-то зигзаг Эволюции, особая эстетика, особая биология и цветение, которое не может оставить равнодушным. Всячески такой качественный переход приветствую.

Но этот присланный снимок упоминаю сейчас, поскольку он напомнил мне о том, что наступило время классических шлумбергер. И наверняка поднимается ежегодный девятый вал всякого рода публикаций, с этими кактусами связанных. И бОльшая часть таких публикаций будет наивной, бессодержательной, спекулятивной, безграмотной.

Цветение шлумбергер не бывает привычным. Из моего фотоархива.
Цветение шлумбергер не бывает привычным. Из моего фотоархива.

Собственно говоря, почти два года назад именно под влиянием и впечатлением от этого вала, я и начал писать дзен-статьи. Полагая, что этим буду как-то содействовать знанию и пониманию достойнейших кактусов, превращаемых сплошь и рядом в какую-то обывательскую мишуру.

Сейчас пересмотрел те публикации – целый цикл: 8 статей именно о шлумбегерах. Причем – похвалю-ка себя! – серьезных, основательных статей, не таких облегченных полудневниковых записей, какими мой канал изобилует сейчас. Я тогда рылся в классических и современных справочниках, сверял сведения по различным научным и любительским базам. Много любопытного узнал сам.

Вот только незадача: канал мой только начинался, подписчиков было человек 100, показов – чуть больше. И в результате глас в защиту достоинства шлумбергер мало кем был услышан. Главная печаль:, информация эта осталась практически неизвестной/невостребованной ни любителям что-нибудь быстренько написать про популярное сезонное растения, ни тем, кто прельстился этими потрясающими цветами, ничего про них не зная.

Почему-зачем и как я веду этот канал
Дмитрий Семенов26 августа 2023

Конечно, я не буду переписывать и заново обнародовать те материалы (хотя, наверное, это было бы небесполезно). Но дам здесь небольшой синопсис, аннотированный обзор тех статей.

Первая, естественно, о постоянном смешении двух совсем разных кактусов и о путанице с их названиями. Боюсь, мне уже не удастся отстоять пуританское использование традиционного русского имени «декабрист» именно по отношению к издавна у нас выращивавшемуся комнатному кактусу, корректное ботаническое название которого Schlumbergera ×buckleyi. В советское время других шлумбергер в культуре практически и встретить было нельзя. Сейчас ситуация обратная: тот привычный декабрист еще встречается где-нибудь на окнах поликлиник и в старых квартирах, но в современных он вытеснен яркой, пестрой сортами и коммерчески удачной шлумбергерой Sch. truncata.

Любой сразу заметит, что это два совсем разных растения. Настолько разных, что одно время их даже относили к разным ботаническим родам. И нередко еще встречающееся название «зигокактус» - это как раз ш. трунката.

Самые распространенные шлумбергеры легко различаются по форме сегментов стебля (слева направо Schlumbergera (Hatiora) gaertneri, Schlumbergera truncatа, Schlumbergera ×buckleyi).
Самые распространенные шлумбергеры легко различаются по форме сегментов стебля (слева направо Schlumbergera (Hatiora) gaertneri, Schlumbergera truncatа, Schlumbergera ×buckleyi).
Характерные зигоморфные цветки ш. трунката.
Характерные зигоморфные цветки ш. трунката.
У цветков ш. Баккли зигоморфность не выражена.
У цветков ш. Баккли зигоморфность не выражена.
Цветки рипсалидопсиса (теперь тоже шлумбергера!).
Цветки рипсалидопсиса (теперь тоже шлумбергера!).

Различать эти два вида следует не только из ботанической корректности – две шлумбергеры нуждаются и в разном уходе.

Отметим, кстати, что ш. трунката и зацветает в норме раньше собственно «декабриста» - как раз сейчас, в ноябре.

Но мир и история шлумбергер не ограничивается этими двумя самыми популярными видами. Современная ботаническая систематика включает в этот интереснейший род всего 9 видов и 4 межвидовых грибрида. Вот об остальных шлумбергерах – вторая статья.

Когда я ее готовил, с волнением и удивлением открыл для себя очередное достижение современной молекулярной филогенетики: оказалось, что к эволюционной кладе шлумбергер относятся и чудесные эпифитные кактусы, внешне на них похожие, но зацветающие весной – рипсалидопсисы, которые позднее были включены в род Гатиора.

Два вида бывших рипсалидопсисов тоже весьма популярны в комнатной культуре – про них основная часть статьи. Но есть характеристика и остальных шлумбергер – редких или совсем неизвестных.

Таким образом, есть всего 13 признаваемых ботаникой шлумбергер. Но их вариаций в культуре несравненно больше. Сейчас зарегистрировано около 2 тысяч сортов и селекция продолжает бурное развитие. Об истории и о направлениях селекции шлумбергер была следующая, третья, статья. Большинство новых сортов распространено лишь среди коллекционеров, я сам вижу их, главным образом, на фотографиях, не устаю восхищаться и поражаться. Хотя, конечно, не все, чем восхищаешься, нужно непременно заводить у себя дома.

К тому же … (и тут я немного перепрыгиваю хронологию этих своих публикаций) … вырастить зрелый и достойно цветущий экземпляр шлумбергеры – не самое простое дело. Да, довести укорененный черенок до первого цветения и полюбоваться действительно восхитительными цветками не так уж и сложно. У многих получается. А вот потом, годами без непростительных ошибок – много ли вы видели таких шлумбергер.

Постоянно наталкиваюсь на заметки нетерпеливых экспериментаторов, которые находят всякие «секреты» оживить/возродить неоправдывающий надежды кактусик – и подморозить его, и кипятком, и разнообразными активными препаратами.

Нет никаких особых «секретов»: понимание и правила выращивания шлумбергер проверены столетиями и нужно только стабильно и рутинно им следовать. Об этом – пятая моя статья.

А дальше – собственно, жизнь с вашей шлумбергерой/шлумбергерами. Долгая, взаимоприятная и … нескучная/осмысленная/творческая. Обратите внимание, в большинстве публикаций о шлумбергерах – либо пересказ справочника с чужими фотографиями, либо детский восторг от собственного впервые зацветшего кактусика. Потому что выращивать многолетнюю шлумбергеру (а) непросто (см. выше) и (б) зачем? Цветок чудесный вы уже увидели – и что дальше?

Проблема серьезная. И конечно, не только с кактусами: завели, посмотрели, удовлетворили – и что теперь, тянуть эту лямку годами? Зачем? Интерьер украшать?

Вот о том, как строить свои отношения с шлумбергерой, годами растущей у вас в доме, какие цели можно себе поставить, какие творческие-экспериментаторские горизонты открывает это растение – еще несколько моих статей.

В четвертой рассказываю о том, как получить плоды шлумбергер и какое это увлекательное занятие – выращивать их потом из семян.

В шестой – не совсем простое дело: многолетнее формирование куста этого кактуса. В этом деле разные есть варианты – занятие, требующее определенной вдумчивости.

Восьмая статья посвящена моему любимому направлению: декоративные прививки шлумбергер. Которые можно прививать практически на любые кактусы (включая другие шлумбергеры), достигая фантастических результатов.

Наконец, в седьмой статье разбирается нередкая – увы – ситуация, когда взрослое растение полностью «сбросило» корни: что можно сделать, как реанимировать несчастный куст.

Даже этот компилятивный текст я продумывал непозволительно долго, и когда его все-таки уже набрал, пришло очередное известие от моей однокурсницы: ее "подобрышь"уже распустился! И сорт оказался не слишком распространенный: название она в интернете отыскала – ‘Thor Vida’.

Достойное завершение этого обзора.
Достойное завершение этого обзора.