Растения семейства Кактусовые (Cactaceae) поражают своей приспособленностью к выживанию в самых сложных природных условиях – цепляются за любую возможность выживать и размножаться. Не удивительно, что среди них немало распространенных не только в характерных для них засушливых местах, но в иных, самых разнообразных биотопах. Многие приспособились жить, например, на стволах и ветвях других растений в лесах и лесостепях. Такие виды, произрастающие на других растениях, называются эпифитными (эпифитами). Среди кактусов удивительно много эпифитов, представляющих многие роды этого семейства.
Большинство кактусов-эпифитов совсем непохожи на своих традиционных пустынных собратьев, хотя и те, и другие – суккуленты. И внешне не похожи, и по своей биологии. Обычно у эпифитных кактусов тонкие и листообразные побеги, обильно ветвящиеся и свисающие; редуцированные колючки; крупные яркие и/или обильные цветки, нередко душистые; тонкие поверхностные разветвленные корни. В отличие от традиционных кактусов, эпифитные предпочитают рассеянный свет, высокую влажность воздуха, умеренную температуру без резких суточных и годовых колебаний. Другими словами, они гораздо больше подходят для комнатной культуры, чем другие представители семейства.
И любители-цветоводы по достоинству оценили эпифитные кактусы, отдельные виды которых вот уже третье столетие входят в число популярных комнатных растений.
О самых известных и о незаслуженно обойденных вниманием я напишу в цикле заметок, первая из которых посвящена, естественно, так называемым «декабристам». И для начала давайте попробуем разобраться в нагромождении названий этих растений и пояснений к названиям, которыми пестрят многочисленные публикации в интернете.
«Декабрист» и/или шлумбергера, шлюмбергера, зигокактус, рипсалидопсис, гатиора, эпифиллум…
Замечательно, что интернет дал свободу любому написать на любую тему то и так, как ему заблагорассудится. В частности, по тем же «декабристам»: сколько оригинальных наблюдений, самобытных советов и свежих соображений, замечательных фотографий я постоянно нахожу в соцсетях. Но увы, постоянно же натыкаешься и на крикливо-бестолковые, безграмотные, у кого-то списанные, да и просто вредные тексты. Очевидный принцип, прежде чем писать для других, прочти что-нибудь и сам, не действует. Волей-неволей с тоской вспоминаются въедливые журнальные редакторы и корректоры.
С людьми, которым все равно, что как называется («вам шашечки или ехать»), дискутировать совершенно бесполезно и не интересно. Я адресуюсь к тем, кто понимает, что без упорядочения информации о каких бы то ни было объектах, а следовательно, и без корректных их названий, путного ничего не будет.
Итак, почему я слово «декабрист» беру в кавычки? Да просто это – не каноническое название: ни в списках ботанических названий его нет, ни в списках серьезных цветоводческих справочников. Строго говоря, это – не название, но прозвище, пусть и широко распространенное. И корректно все-таки в любых публикациях – даже самых что ни на есть распопулярных – использовать соответствующее название растения, русское научное, а еще лучше – и русское, и латинское.
Шлумбергеры
В немногочисленных академических русскоязычных изданиях по кактусам обиходным названием «декабрист» (или «рождественский кактус») обозначается шлумбергера Бакли (Schlumbergera × buckleyi). Это чудесное растение – не ботанический вид, а природный гибрид (что отражено в непривычном крестике перед названием этой природной формы). Именно его с XIX века (а может даже и раньше) выращивают в домах, и именно его называли «декабристом» за предновогоднее цветение. «Рождественский кактус» - тоже он.
Главная путаница и смешение – с другой шлумбергерой, ш. трунката (S. truncata) или ш. усеченная. В отечественных академических изданиях для этого вида указывалось «народное» название «кактус-краб» (действительно, ее зубчатые сегменты напоминают клешни краба), но это название не прижилось. Ш. трунката еще в 70-х годах прошлого века в культуре встречалась очень редко (мой первый экземпляр был привезен из … Чебоксар!). И впервые небольшую коллекцию форм этой шлумбергеры я в те годы увидел только в Главном ботаническом саду.
Ситуация кардинально меняется к концу 80-х. Тут совпало два масштабных процесса. Во-первых, настоящая революция в коммерческой селекции ш. трунката. В природе этот вид и так выразительно изменчив – в лесах вокруг Рио-де-Жанейро можно найти десятки форм, различающихся формой и окраской как цветков, так и стеблей. Но вид оказался поразительно отзывчивым на усилия селекционеров. Новые, подчас удивительные сорта, стали появляться и появляются, как из рога изобилия. Во-вторых, родина наша широко открылась остальному миру. И невиданные ранее цветы заполонили цветочные (и не только цветочные) магазины. Нужно еще отметить, что прогрессивная коммерческая агротехника позволяет производить очень молодые экземпляры шлумбергер и цветение их стимулируют чуть ли не круглый год. В общем, ш. трунката стремительно стала популярнейшим комнатным цветком. Отмечу кстати, что популярны и распространены именно сортовые ш. трунката - природных форм днем с огнем не отыщешь. Ну а поскольку слово «шлумбергера» на язык плохо ложится, по старинке их начали называть тоже «декабристами».
Между тем, две названные шлумбергеры различаются между собой так заметно, что еще в 1890 году знаменитый Карл Шуманн выделил ш. трунката в отдельный род Зигокактус (Zygocactus). При этом пунктуальные немецкие ботаники не включали ш. Бакли в основной список видов рода Шлумбергера (это ж не вид – гибрид только, пусть и природный). В результате читающие советские цветоводы, которые не встречали ш. трунката в культуре и не находили названия и описания ш. Бакли в немецких сводках (которые долгое время были основным источником серьезной информации о растениях), стали называть исконные наши «декабристы» … зигокактусами! Ошибка эта часто встречается в позднесоветской литературе. Сегодня ботаническое название «зигокактус» уже в научном архиве: в соответствии с современной ботанической системой, все обсуждаемые растения – шлумбергеры. Но по инерции зигокактусами их еще нередко называют, причем невпопад.
Самое время напомнить основные различия двух шлумбергер. Ш. Бакли отличают округло-фестончатые сегменты стебля и почти правильно-радиальные цветки. А для ш. трунката характерны острозубчатые края сегментов и цветки с сильно скошенным венчиком (такие цветки называют зигоморфными). Очень существенное для цветоводов отличие: естественное цветение ш. трунката происходит примерно на месяц раньше, то есть она и формально никак не «декабрист». А еще для цветоводов важно понимать, что ш. трунката – заметно более капризное и требовательное растение, не прощающее агротехнических оплошностей. Напротив, собственно «декабрист» ш. Бакли – безотказная лошадка. Именно поэтому нередко можно встретить ш. Бакли очень почтенного возраста и растущую в самых неприглядных условиях. Популярная же ш. трунката редко радует владельцев долголетием. Впрочем, на особенностях агротехники шлумбергер я как-нибудь отдельно остановлюсь.
Сам себя ругаю за дотошность, но почему называют их то «шлумбергеры», то «шлюмбергеры»? Канона тут нет – вполне достойные специалисты и так пишут, и так. История, думаю, такая. Род был описан немецким ботаником Гансом Лембке на немецком языке (основной язык ботаники тех времен) и назван в честь известного тогда цветовода, имя которого Fréderic Schumberger. Так вот если фамилию этого Фредерика произносить и транслитерировать на немецкий лад, то естественно будет «шлумбергера». Незадача же в том, что жил Фредерик в Нормандии. А по-французски его фамилия будет читаться через «ю». Впрочем, сторонники такого написания непоследовательны, поскольку по-французски тут будет не только «ю», но и «же»: он тогда Шлюмбержé и название рода следовало бы писать «шлюмбежера». В общем, я называю эти растения шлумбергерами. К тому же «шлюмбергера» - как-то менее благозвучно и напоминает старый анекдот на ленинскую тему…
И … опять шлумбергеры!
Моя история с названиями еще не закончена. Дело в том, что одновременно с революционным прорывом в комнатную культуру ш. трунката и так же массово появился еще один эпифитный кактус, тоже коммерчески успешный и тоже представленный многообразием сортов (хотя не таким их множеством). Конечно, «пасхальный кактус» - гатиора. Гатиора? Или все-таки эпифиллопсис? Или рипсалидопсис? Таксономическая принадлежность этого восхитительного растения изменяется так часто, что не успеваешь привыкнуть. И вот сенсационная новость молекулярной филогенетики: эпифиллопсисы-рипсалидопсисы-гатиоры отнесены снова и тоже к роду Шлумбергера! Пару лет назад это изменение было авторитетно подтверждено систематиками Королевского ботанического сада Кью. Ситуация с парой основных видов этих шлумбергер напоминает расклад с двумя описанными выше видами: есть замечательный и издавна культивируемый вид ш. Гертнера (S. gaertneri (Hatiora gaertneri)) и есть популярный гибрид, правда, не природный, а полученный в культуре – ш. Гресера (S. × graeseri (H. × graeseri)). Один вид из этой пары тоже подвергается успешной селекции. Только в данном случае это не природные вид, а гибрид. Радостно цветущие растения этой группы, которые обычно встречаются в продаже и в культуре, – это все ш. Гресера. Конечно, можно распутать клубок их названий, но понятно, что на бытовом уровне ситуация запредельна. Надо же эти растения как-то называть и называют их, увы, вновь «декабристами» - чтобы не заморачиваться.
Наверное, на шлумбергерах-гатиорах еще стоит отдельно остановиться. Тут только отмечу, что от традиционных шлумбергер они разительно отличаются. И овальными сегментами с выраженными щетинками на концах, и идеально радиальными цветками с короткой трубкой, и, конечно, весенним цветением – потому и «пасхальный кактус». Отмечу, что и культура их не проста – многолетние экземпляры встретишь не часто.
Еще не все…
Длинновато получается, но с «декабристами» еще не все. Есть и вишенка на торте. Поскольку путаница с названиями – общая беда для эпифитных кактусов, а толковой информации о них совсем мало, цветоводы, которые не знают, но чувствуют и понимают, увидев ярко цветущее, явно эпифитное и кактусоподобное растение, уверенно называют его «декабристом» - будь то дизокактус, эпифиллум, или дизокактус. И независимо от сезона цветения. Этот подход, понимаю, неискореним. Но про все названные растения надеюсь еще написать.