Найти в Дзене

Огюст Ренуар: цена известности. За что досталось художнику при жизни и после нее?

Оглавление

Всплыла история о несчастном импрессионисте, которого не особо любили при жизни, да и спустя сто с лишним лет почему-то обходят стороной. Но в чем же дело? Почему прекрасные картины Пьера Огюста Ренуара вдруг стали раздражать современное общество? Сейчас узнаем.

«Автопортрет»
«Автопортрет»

Ренуар входит в плеяду импрессионистов и известен множеством прекрасных работ. Больше всего автора интересуют люди, именно поэтому у него так много портретов и картин в жанре «ню». На полотнах художника всё дышит праздностью и весельем: танцы, дети, сытые коты — только посмотрите!

От подобного восхищение и изумления картинами художника зрители перешли к «отмене» Ренуара

Быть «отмененным» в современном мире означает — быть изгнанным из него. Не просто потерять работу, любимое занятие, но и стать отщепенцем принудительно. После такого становится тяжелее вернуться к привычному занятию, дороги перекрываются, а знакомые отказываются сотрудничать и помогать. Так кто же «изгнал» Ренуара и за что?

-3

Движение «Ренуар — отстой в живописи» 8 лет назад призывало галереи убрать картины художника из своих выставочных залов, публикуя селфи в социальных сетях, и выходило на улицы с плакатами «Бог ненавидит Ренуара!» и «ReNOir» и «Ренуар отстой!» в руках. В этом году движение напомнило о себе парой фотографий в той же Сети, которую нельзя называть.

Виновен:

Если сравнивать ранние работы художника с его поздними полотнами, то можно заметить разницу в стиле и технике. Когда Ренуар двигался в русле импрессионистического искусства, то его холсты «дышали», «струились» и «играли», а вот потом что-то пошло не так. Образы людей, в основном женщин и детей, стали громоздкими, чересчур навязчивыми и даже тупыми.

  • Недовольное движение утверждало, что Ренуар был тотально безразличен к женщинам как личностям, списывая с них только внешнюю оболочку с нотой гротеска и забывая о внутренней составляющей. Яростный критик импрессионизма Альберт Вольф напомнил (1876), что «женский торс не представляет собой массу разлагающейся плоти с зелеными и пурпурными пятнами, указывающими на состояние тотального гниения в трупе», отсылая к работам Ренуара;
  • Критики тогда и сейчас жалуются, что Ренуар был неразборчив в цветах. Что он не обращал внимания на линию и композицию. Его работы никогда не были формальными исследованиями света и тени, как у Моне, или социальной критикой эпохи начала века, как у Мане;
  • Модернисты-импрессионисты считали его работы слишком реалистичными, не дотягивающими до настоящего искусства. А последователи движения отзывались о живописи как о «слащавом, фальсифицированном взгляде на реальность»;
  • И что интересно, картины Ренуара слишком радостные и приятные, заискивающие перед кошельками истеблишмента, а если мы не страдаем за искусство, то и не должны относиться к нему серьезно.

    Вопросов больше, чем ответов, однако данная история реальна и имеет под собой основания. Любить или порицать творчество Огюста Ренуара — дело каждого.
    Лично меня не трогают его полотна, потому что я не чувствую за ними концептуальной силы и новаторства. Однако, несмотря на весь балаган вокруг личности Ренуара, его картины до сих пор выставляются в музеях и стоят около $1,18 млн.
«Маленький художник»: продана в 2020 году за $1,18 млн.
«Маленький художник»: продана в 2020 году за $1,18 млн.

А как вы считаете, нужно ли было выходить с такими громкими заявлениями на улицы? Наверное, за всем этим стоит нечто большее…

Оставайтесь в блоге. Здесь я делюсь советами из книг, рассказываю об искусстве, о том, как жить художникам в современных реалиях, как не сойти с ума и оставаться в ладу со своей головой и миром <3