Мы уже писали о сходствах между крепостным правом и колхозным строем в СССР. Теперь давайте разберём эту тему поподробнее.
Что именно сближало эти системы?
1) Барщина
При крепостном праве крестьяне принуждалиcь к работе на господских полях. Александр Радищев в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" описал, как крестьяне вынуждены были обрабатывать свои наделы в воскресенье, ибо остальные дни отрабатывали барщину. Павел I ограничил барщину тремя днями в неделю, однако эта норма часто бойкотировалась помещиками.
Подобным образом и Сталин заставил крестьян бесплатно трудиться на колхозных полях. В свободное от колхозной "барщины" время колхозники должны были ещё обрабатывать собственный огород (не более 0,5 гектара на семью), за счет чего и выживали.
За выполнение трудодней колхозникам полагалась небольшая часть урожая (в среднем около одного килограмма зерна в день). Но далеко не во всех колхозах за трудодни крестьянам давали зерно. Похожим образом и помещик не был обязан делиться своим урожаем с крестьянами.
При этом надо отменить, что в 17-19 веках крепостное право в России не носило истребительного характера. Помещикам не приходило в голову сознательно морить своих людей голодом. Кроме того, помещики по закону обязаны были кормить крестьян в случае неурожая за счет собственных средств. В отличие от них, большевиков вопрос выживания крестьян мало не беспокоил. Только в 1932-1933 годах от организованного голода умерло 7 млн человек, за что никто из руководителей СССР не понёс ответственности.
2) Телесные наказания.
Убивать своих крепостных помещик не мог (за убийство подвластных ей людей Салтычиха была приговорена к смертной казни). Однако помещик до 1861 года официально исполнял функции судьи и мог приговорить крепостных к телесным наказаниям разной степени жестокости.
Подвергались ли колхозники при Сталине истязаниями? Читаем письма Михаила Шолохова к Сталину.
«…Вот перечисление способов, при помощи которых добыто 593 т хлеба:
1. Массовые избиения колхозников и единоличников.
2. Сажание «в холодную». «Есть яма?» — «Нет». — «Ступай, садись в амбар!» Колхозника раздевают до белья и босого сажают в амбар или сарай. Время действия — январь, февраль, часто в амбары сажали целыми бригадами.
3. В Ващаевском колхозе колхозницам обливали ноги и подолы юбок керосином, зажигали, а потом тушили: «Скажешь, где яма! Опять подожгу!» В этом же колхозе допрашиваемую клали в яму, до половины зарывали и продолжали допрос".
Как вы видим, отличие крепостного права от колхозного строя в этом вопросе тоже минимальны.
3) Растление женщин
Растление крестьянских девушек при крепостном праве, разумеется, осуждалось светскими и церковными законами.
Уголовные дела против насильников-рекордсменов иной раз возбуждались, но расследование часто буксовало, а Сенат в этом вопросе проявлял часто снисходительность.
А что в сталинском СССР? Снова обратимся к письму Шолохова к Сталину.
"В Архиповском колхозе двух колхозниц, Фомину и Краснову, после ночного допроса вывезли за три километра в степь, раздели на снегу догола и пустили, приказ бежать к хутору рысью"
Очевидно, что уполномоченные РК практиковали и другие "методы дознания" с сексуальным подтекстом. Кстати, неизвестно, чтобы указанные Шолоховым уполномоченные РО понесли какое-то наказание за раздевание женщин на снегу.
4) Невозможность свободного перемещения
После отмены "Юрьева дня" добровольно покинуть помещика крестьянин не мог. Конечно, крестьяне часто самовольно бежали на Дон, на Север и в Сибирь, но в царской России практиковался "бессрочный сыск" беглых крепостных. Легально покинуть деревню можно было или через армейскую службу, или получив "вольную" от помещика ("указ о вольных хлебопашцах"). Кроме того, помещик мог отпустить крестьянина на "отхожие промыслы".
Подобным образом и сталинский колхозник не мог покинуть колхоз без согласия вышестоящего начальства.
Разница между крепостным правом и колхозной системой была разве что в масштабе выдачи разрешений на выезд. При Сталине десятки миллионов крестьян всё же переехали в города. Впрочем, свободными они так и не стали: в 1940 году в СССР рабочим и служащим запретили увольняться "по собственному желанию".
"Запрещены «самовольные переходы» на другую работу — только с разрешения администрации. Опоздания на 20 минут приравнены к прогулу. Наказания за всё — уголовные: до 4 месяцев заключения или 6 месяцев исправительно-трудовых работ. За неполные полгода, до конца 1940-го, осудят свыше 2 млн человек", - пишет Леонид Парфенов.
Эти законы действовали до 1955 года, поэтому и на "освоение целины" людей отправляли, в том числе, принудительно.
Таким образом, принудительный характер труда, отсутствие права на выход из колхоза с «паем», фактическое крепостное положение крестьян, которые не могли свободно перемещаться без паспортов, и систематическое изъятие произведенной продукции государством — всё это напоминает элементы рабовладельческой системы.