Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, в котором фиктивный брак обернулся большой любовью на всю жизнь

Даже если вы не знаете о мелодраме «Нас венчали не в церкви» (1983), то песню из неё вы точно слышали — это очень популярный романс на стихи Булата Окуджавы и с музыкой Исаака Шварца «Любовь и разлука».

В основу ленты положены реальная история любви революионера Сергея Синегуба и Ларисы Чемодановой, которые сначала разыгрывали чувства, а потом стали настоящей семьёй и прожили вместе до гибели Сергея.
Кадр из фильма «Нас венчали не в церкви»
Кадр из фильма «Нас венчали не в церкви»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Инициатором создания романтичной картины стал актёр Борис Токарев. Борис Токарев в кино появился, ещё учась в школе, много и активно снимался, но огромная слава его настигла после роли Сани Григорьева в многосерийном телефильме «Два капитана» (1976). Но чуть позже актёр стал задумываться о режиссуре, снял короткометражку и новеллу для альманаха, а затем замахнулся и на полнометражную ленту.

«Нас венчали не в церкви» — это дебют Бориса Токарева в большом игровом кино.

Сценарий написали драматург Александр Свободин и историк Натан Эйдельман. Им, а позже и режиссёру, пришлось немало времени провести в музеях и архивах, изучать письма, стихи, воспоминания самого Сергея Синегуба и его товарищей-народников.

Сюжет переносит зрителей в семидесятые годы девятнадцатого века.

Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Ларисы Чемодановой
Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Ларисы Чемодановой

Лариса, дочь священника Василия Чемоданова, из уездного городка Вятской губернии томится под диктатом отца. Василий, к слову, человек просввещённый, знаком с современными молодёжными течениями, читал Чернышевского. Лариса даже решается сбежать из дома, но её возвращают. Её письмо получает подруга Анна, живущая в Петербурге и ведущая революционную работу. Товарищи Анны по коммуне считают, что девушку нужно непременно освободить из семейного плена, и разрабатывают план:

в город отправится один из членов коммуны в образе жениха Лариса, женится на ней и таким образом даст ей свободу.
Кадр из фильма. Александр Галибин в роли Сергея Синегуба
Кадр из фильма. Александр Галибин в роли Сергея Синегуба

Выбор падает на пылкого революционера Сергея Синегуба, имеющего дворянского происхождение. Приехавший Сергей умудряется завоевать доверие Василия Чемоданова и его супруги, несмотря на козни влюблённого в Ларису местного мирового судьи Ивана Фёдоровича,

Кадр из фильма. Алексей Жарков (мировой судья, безответно влюблённый в Ларису) и Александр Галибин (Сергей Синегуб)
Кадр из фильма. Алексей Жарков (мировой судья, безответно влюблённый в Ларису) и Александр Галибин (Сергей Синегуб)
И пока «влюблённые» проводят время вместе, между ними зарождается чувство, хотя сами они это не вполне осознают.

После венчания пара приезжает в Петербург, Лариса, получившая наконе свободу, включается в работу коммуны, а Сергей уезжает в деревню учить крестьянских детей. Спустя год девушка отправляется к мужу, чтобы предупредить о грозящем аресте, и уже остаётся с ним навсегда.

Кадр из фильма. Александр Галибин и Наталья Вавилова
Кадр из фильма. Александр Галибин и Наталья Вавилова
Выбор исполнителей главных ролей — одна из самых больших удач фильма.

Ларису Чемоданову и Сергея Синегуба сыграли Наталья Вавилова и Александр Галибин, актёры молодые, но уже опытные, которых аудитория хорошо знала и очень любила. Вообще надо сказать, что

Наталья Вавилова и Александр Галибин тут как-то совпали и внешне, и внутренне, на мой взгляд, это один из самых гармоничных кинодуэтов.

Не менее прекрасен и второй дуэт — священник Чемоданов и его жена. Эти роли получили Пётр Вельяминов и Галина Польских, тоже настоящие любимцы зрителей.

Кадр из фильма. Галина Польских и Пётр Вельяминов
Кадр из фильма. Галина Польских и Пётр Вельяминов

Буквально за пару лет до того они уже плотно посотрудничали, сыграв главные роли в детективе «Ночное происшествие» (1981), правда, Галина Польских сыграла там отрицательную роль, что большая для неё редкость. Весьма забавно, как в кадре в «Нас венчали не в церкви» батюшке, герою Петра Вельяминова, целуют руки. Вкупе с тем, что актёр очень часто играл идейных партийцев, это смотрится немного комично.

Режиссёр Борис Токарев нашёл роли в фильме и для жены и тёщи. С будущей женой, актрисой Людмилой Гладунко, он познакомился на съёмочной площадке ещё подростком, актёры и по сей день вместе. Людмила Гладунко сыграла в ленте Анну, подругу Ларисы.

Кадр из фильма. Борис Бачурин и Людмила Гладунко
Кадр из фильма. Борис Бачурин и Людмила Гладунко

А её мать и тёща Бориса Токарева, актриса Рита Гладунко, получила роль матушки, жены отца Михаила, приятеля Василия Чемоданова. Есть в кадре и ещё одна артистическая семья: Татьяна Ухарова в роли кухарки Чемодановых и Георгий Бурков в образе крестьянина.

Кадр из фильма. Георгий Бурков
Кадр из фильма. Георгий Бурков

В других ролях — Алексей Жарков (безответно влюблённый в Ларису мировой судья), Пётр Меркурьев (попутчик Синегуба в поезде), Иван Косых, Игорь Кашинцев.

Кадр из фильма. Алексей Жарков
Кадр из фильма. Алексей Жарков

По замыслу авторов фильм должен был воспевать революционную романтику, поэзию борьбы за свободу. Кстати именно для этого в картину ввели эпизодический персонаж — Поющую, которая время от времени появляется в кадре и сопровождает действие песнями, в том числе романсом «Любовь и разлука», написанным специально для картины. Позже Борис Токарев рассказывал:

«И с самого начала мы точно знали, что в соавторы по «музыкальной части» пригласим Исаака Шварца и Булата Окуджаву. Я очень люблю этих художников, часто работающих вместе. Вкус из безупречен, отсюда умение тонко и точно почувствовать драматургию и пластику кинопроизведения. К тому же оба знают и любят русскую историю XIX века, а наш рассказ именно о том периоде — о молодых революионерах-народниках 70-х годов».

В фильме все романсы исполнила Елена Камбурова, но позже его стала исполнять Людмила Сенчина (многим, кстати, именно этот вариант помнится лучше). Борис Токарев считал, что в отрыве от сюжета песня выглядит немного блёкло и теряет очарование, хоть и соглашался, что манера исполнения и выбор репертуара — личное дело артистки.

Мелодрама «Нас венчали не в церкви» вышла в 1983 году, но событием не стала. Скорее всего, он чуть запоздал и пришёлся не ко времени: интерес к революционной тематике уже начал спадать. Хотя критики были в целом доброжелательны и отмечали лиричность и поэтичность картины, дав в общем-то положительную оценку первому фильму Бориса Токарева как режиссёра. Сейчас фильм явно не в числе фаворитов зрителей, и этот очередной случай, когда хорошая картина напрасно забыта. Даже если вам не близки идеи народников (идеологии, впрочем, в кадре почти нет), картину рекомендую. Это красивая во всех смыслах мелодрама (и какие прекрасные костюмы!) с замечательным ансамблем. Возможно, Наталья Вавилова и Александр Галибин сыграли тут не самые известные роли, но оба молоды и прекрасны, правдивы в своей горячности и романтичности. И косматый Пётр Вельяминов в рясе очень уж необычен.

А чьё исполнение романса «Любовь и разлука» запомнилось вам — Елены Камбуровой или Людмилы Сенчиной?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Брак
50,3 тыс интересуются