К середине семидесятых сценарист Семён Лунгин был человеком известным и востребованным в профессии: снятые по его сценариям фильм неоднократно становились кинохитами. Но
когда он написал сценарий про школьников, его экранизировать никто не захотел.
Дело было в том, что Лунгин сотрудничал с киностудией «Мосфильм», а здесь режиссёры специализировались всё-таки на взрослом кино. Никому не хотелось связывать со съёмками подростков, да и школьная тема, казалось, к тому моменту поднавязла в зубах. В итоге сценарий пылился на полке несколько лет, пока вдруг на него не обратил внимание Николай Сизов, директор киностудии.
Сизов решил, что фильм снимать надо, но задумался, кому бы поручить эту работу. И вспомнил об актёре Владимире Меньшове, который очень хотел стать режиссёром и даже окончил мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе.
Сизов симпатизировал Меньшову-актёру и дал ему шанс начать режиссёрскую карьеру.
Правда, сам дебютант этого не оценил: сценарий Лунгина его не заинтересовал и со школьникам связываться он не желал. Сизов несколько раз пытался уговорить Меньшова, тот отказывался, так что в конце концов директор поставил ультиматум: либо молодой режиссёр берётся за съёмки, либо карьеру ему не сделать. В таких условиях у Меньшова выбора не осталось, поэтому он всё-таки начал снимать картину «Розыгрыш».
Будучи человеком опытным, в кино работавшим давно, Владимир Меньшов прекрасно понимал, что успех фильма будет зависеть от главных актёров.
Поначалу он собирался снимать в ролях девятиклассников первокурсников творческих вузов, но быстро понял, что это идея провальная:
студенты заметно отличались от 16-летних юношей и девушек и внешне, и по мировосприятию. И тогда дали объявления в газете, что студия ищет юных артистов. На пробах появилось около тысячи претендентов, включая парнишку из подмосковного Красногорска. Юный Дима Харатьян пришёл на пробы с приятельницей и лишь потому, что главный герой «Розыгрыша» должен был играть на гитаре. Дима об актёрской стезе не мечтал, а грезил музыкой. Но Владимир Меньшов выбрал именно его на роль бескомпромиссного Игоря Грушко и тем самым навсегда изменил жизнь парня.
На роль харизматичного антагониста Олега Комаровского взяли Андрея Гусева. В отличие от экранных одноклассников он был актёром уже опытным, снялся в нескольких фильмах, хотя и не стал крупной юной звездой. И, несмотря на то, что Андрей в «Розыгрыше» сыграл персонажа неоднозначного, именно этот фильм принёс ему узнаваемость и славу. Кстати, как раз
герою Андрея Гусева принадлежит ушедшая в народ фраза «Хороший человек — это не профессия», которой, кстати, он охарактеризовал собственного отца.
Главную девичью роль, тихони Таи, отдали Наталье Вавиловой. Наталья до того мелькнула лишь в небольшом эпизоде в проходном фильме, но Владимир Меньшов был ею очарован на пробах. На съёмках Наталья была любимицей группы, а после премьеры превратилась в кумира мальчишек всей страны. Открывший её для зрителей режиссёр спустя несколько лет пригласит актрису в новый фильм, и эта работа принесёт ей уже славу мирового масштаба: мелодрама «Москва слезам не верит», где Наталья Вавилова сыграла Александру, дочь главной героини, получит «Оскар».
Ещё одной находкой стала московская школьница Евдокия Германова, которой досталась роль одной из учениц, пусть второстепенная, но довольно яркая. Евдокия занималась успешно музыкой, но после съёмок приняла решение стать актрисой. На площадке она познакомилась с Олегом Табаковым, тоже снимавшимся в картине.
Спустя несколько лет Германова стала студенткой Табакова в ГИТИСе, а потом - звездой «Табакерки» и МХТ, которые возглавлял Табаков.
Взрослых актёров, которые играли педагогов, тоже выбирали придирчиво. В главной роли, учительницы Марии Васильевны, которая и стала объектом некрасивого розыгрыша, Владимир Меньшов видел только Евгению Ханаеву. Ханаеву отлично знали московские театралы, но вот широкой публике она знакома не была. В кино она впервые снялась ещё в 1965 году, но почему-то режиссёры актрису не заметили, и если и приглашали сниматься, то в небольших ролях. Меньшов давно приметил актрису и мечтал с ней поработать, но неожиданно столкнулся с препятствием:
против кандидатуры Ханаевой восстал Николай Сизов.
Его долго убеждали, что актриса будет идеальной учительницей, но заставили согласиться чиновника лишь пробы, где Ханаева выглядела блестяще. И в итоге получилось так, что и Евгении Ханаевой, уже опытной актрисе за 50, но малоизвестной, «Розыгрыш» подарил любовь зрителей.
Когда «Розыгрыш» вышел, зрители были в восторге, доказав, что школьная тема вряд ли когда-то устареет. Фильм вошёл в число лидеров проката, дебют Владимира Меньшова признали удачным, а юные артисты получили «счастливые билеты» в профессию. Единственное, что расстраивало в одночасье ставшего звездой молодого Дмитрия Харатьяна, - то, что в фильме он так и не спел, хотя главным своим козырем считал как раз музыкальный талант.
Когда проходило озвучание, стало понятно, что Дмитрий не может победить волнение и хорошо исполнить вокальные партии.
Тогда Владимир Меньшов пригласил участника ВИА «Добры молодцы» Вячеслава Киселёва, голос которого был невероятно похож на голос Харатьяна. Он-то и записал песни. Ну а Дмитрий Харатьян потом неоднократно демонстрировал певческие способности в других работах.
Я «Розыгрыш» посмотрела впервые давно, наверное, ещё будучи в возрасте героев. И только недавно пересмотрела фильм, теперь уже очень взрослым человеком. И мне показалось, что
тема-то, поднятая в ленте, вовсе нестареющая! Ведь в центре сюжета - люди, молодые и взрослые, со своими принципами, позициями, убеждениями. Разве может это устареть?
А как вы считаете, достаточно ли быть просто хорошим, но обычным человеком или всё-таки нужно стать человеком заметным (доктором наук, выдающимся музыкантом, директором школы), как считал Олег Комаровский?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296