Агитационные листовки, сбрасываемые с самолётов, пропагандистские радиопрограммы, пафосные речи о неизбежной победе, транслируемые через громкоговорители прямо возле линии фронта, — всё это в большей степени ассоциируется с немецкой стороной. Меж тем,
СССР тоже вёл пропагандистскую работу, направленную на немецких солдат, используя и собственных агитаторов, и пленных фашистов.
Обычно эта тема освещается скудно, но в 1965 году вышел военный фильм «Пока фронт в обороне», впервые полноценно затронувший тему контрпропаганды.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В 1964 году страна готовилась отпраздновать 20-летие Победы. Кинематографисты тоже не остались в стороне, на киностудиях стартовали съёмки ряда картин, посвящённых войне. На «Ленфильме» в работу запустили ленту «Внимание — слово!..» по сценарию Юрия Нагибина. Нагибин в годы войны сам служил в отделе контрпропаганды, и в 1943 году, демобилизовавшись после ранения, выпустил автобиографический сборник рассказов «Человек с фронта».
На основе двух рассказов, «Бой за высоту» и «Павлик», писатель и создал сценарий.
Режиссёром стал 27-летний дебютант Юлий Файт, в активе которого имелись пока лишь короткометражки времён учёбы во ВГИКе. Эти короткометражные фильмы были приняты хорошо, критики отмечали особый взгляд молодого режиссёра, и отчасти поэтому картину к 20-летию Победы «Ленфильм» поручил начинающему кинематографисту.
В центре сюжета фильма «Внимание — слово!..» — два героя. 22-летний политрук Русанов (кстати, в авторском сценарии политрук носил фамилию Ракитин), отлично владеющий немецким языком, который послан на фронт для проведения пропаганды среди противника, и капитан Шатерников, настоящий солдат, прямолинейный, бескомпромиссный, не признающий другого общения с фашистами, кроме военного.
Но и Русанов, несмотря на молодость и некоторую неопытность, оказывается не так прост:
он отказывается зачитывать перед немцами бравурный текст о вымышленных советских победах, считая, что обман — порочный путь и лишь вредит пропаганде.
В спорах с Шатерниковым он даже доходит до того, что сравнивает лживую листовку с пропагандой Геббельса, что в итоге приводит к конфликту.
Ещё один напряжённый момент связан с очередным выездом к линии фронта. Русанов на автомобиле с громкоговорителями везёт туда пленного немецкого солдата Рунге, который должен обратиться к своим с обличающей фашистское командование речью. Но Рунге являет неслыханное коварство:
осторожно начав, он вдруг переходит на истеричные призывы к наступлению и резким обвинениям советской стороны. И всё это через громкоговоритель слышат на немецкой части фронта,
что, конечно, грозит Русанову серьёзными неприятностями.
На роль Русанова Юлий Файт пригласил молодого актёра Игоря Косухина. Косухин уже появлялся несколько раз в кино, но роль политрука стала его первой главной. А вот коллегой Косухина оказался артист опытный и известный — Виктор Авдюшко, сыгравший Шатерникова. На площадке Авдюшко, которому уже не раз приходилось сниматься в военных картинах, встретился с партнёром по другому военному фильму, «Мир входящему» (1961), Александром Демьяненко, который здесь стал тем самым немцем Рунге, который сначала выглядел хитрым обманщиком, а на поверку оказался обычным трусом.
В образе возлюбленной Русанова Кати появилась Светлана Светличная.
В других ролях — Георгий Жжёнов, отец Юлия Файта актёр Андрей Файт, Александр Суснин, в эпизодах — Николай Губенко и Маргарита Гладунко, супруга Виктора Авдюшко.
Большую часть фильма сняли в районе Пскова возле деревушки Мелётово. Режиссёр выбрал местность не только из привлекательности природы, но и потому, что эта земля помнила и Великую Отечественную, и нашествие монголо-татар, и войско Александра Невского, которое направлялось к Чудскому озеру.
А одним из основных «героев» ленты стал чёрный фургон, напоминающий машину скорой помощи довоенного образца и оснащённый двумя огромными рупорами. Эта машина и подъезжала к немецким позициям, и через репродукторы политрук Русанов и вёл пропаганду, порой даже сквозь грохот снарядов.
В процессе съёмок от названия «Внимание — слово!..» авторы отказались, фильм получил название «Пока фронт в обороне» (такая фраза прозвучала с экрана). Правда, при утверждении картины возникли сложности, хотя тема была интересной и небанальной. Режиссёра попросили отказаться от двух эпизодов: сцены после бани, где обнажённые солдаты выбегают в снег, и момента, когда солдат насвистывает мелодию песни «Вставай, страна огромная…». Кроме того, Файта попросили облагородить советских солдат, которые на экране выглядели слишком буднично и не вполне опрятно. На все претензии режиссёр ответил отказом, за что фильм удостоился лишь второй категории и в прокат вышел ограниченно.
В заключение небольшой эпизод из сценария, позже вошедший в фильм (напомню, что на экране политрук Ракитин стал Русановым).
«…Вокруг неистовствует смерть, а контрпропагандисты выполняют свой долг: переубеждают врагов.
Разговаривают двое — контрпропагандист Ракитин и его коллега.
Я у разведчиков был… Там перебежчик… Скончался.
И вы оплакиваете этого преждевременно ушедшего фрица?
Он бросил оружие… И он уже не фриц для меня, а человек, — холодно отвечает Ракитин.»
Вы согласны с политруком?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: