Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Последний фильм Петра Фоменко, в котором снялся знаменитый музыкальный дуэт

Имя Петра Фоменко больше ассоциируется с театром, чем с кино, хотя режиссёр трижды пробовал себя в кинорежиссуре, причём для дебютного многосерийного фильма «На всю оставшуюся жизнь» (1975) по повести Веры Пановой он сам написал сценарий. Следующие две ленты Фоменко снимал уже по сценариям мастера лирических комедий Эмиля Брагинского, а завершила его кинокарьеру музыкальная постановка «Поездки на старом автомобиле» (1986).

Кадр из фильма «Поездки на старом автомобиле»
Кадр из фильма «Поездки на старом автомобиле»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Пётр Фоменко почти сразу понял, что главную роль будет играть прима московского театра имени Вахтангова Людмила Максакова. Можно даже говорить, что

водевильный «Поездки на старом автомобиле» стал её бенефисом: актриса там присутствует на экране почти ежеминутно,

а её героиня доминирует в сюжете.

Кадр из фильма. ЛЮдмила Максакова
Кадр из фильма. ЛЮдмила Максакова

А вот партнёра для Максаковой режиссёр нашёл весьма необычного. Это был Андрей Болтнев, чья карьера в кино началась совсем недавно. Первый фильм с его участием, военная драма «Торпедоносцы», вышел в 1983 году, когда актёру было уже под 40. Зато потом Андрея Болтнева начали снимать очень активно, а всесоюзную популярность (пусть и отрицательную) ему принёс теледетектив «Противостояние» (1985), где он сыграл нелюдя-убийцу Кротова.

Болтневу всегда доставались роли серьёзные, драматические, даже мрачные, и в комедиях ему сниматься не приходилось. Фоменко же решился расширить амплуа артиста

и пригласил его на роль немногословного футбольного судьи, в душе податливого и мягкосердечного человека.

Кадр из фильма. Андрей Болтнев
Кадр из фильма. Андрей Болтнев

По сюжету молодой бабушке Зое Павловне (Людмила Максакова) бывшая невестка, повторно вышедшая замуж, запрещает встречаться с внуком. Сын Зои уезжает на два года в антарктическую экспедицию, так что она обречена на одиночество и посвящает себя работе. Но её внезапно атакует странная поклонница сына, предлагающая аферу: завести знакомство с новым свёкром бывшей невестки Германом Сергеевичем (Андрей Болтнев) и таким образом подобраться к внуку. Однако нелепое знакомство Зои и Германа неожиданно перерастает в глубокие чувства.

Фото со съёмок. Андрей Болтнев и Людмила Максакова
Фото со съёмок. Андрей Болтнев и Людмила Максакова

Параллельно в фильме постоянно появляются музыкальные вставки из водевиля, который ставит Зоя Павловна, режиссёр любительского театра. Это новая трактовка чеховской пьесы «Предложение», где солируют два артиста. Их играют Татьяна и Сергей Никитины, музыкальный и семейный тандем, прекрасно известный о очень популярный в СССР.

Сергей Никитин, кстати, написал и всю музыку к фильму.
Кадр из фильма. Пётр Меркурьев, Сергей Никитин, Татьяна Никитина
Кадр из фильма. Пётр Меркурьев, Сергей Никитин, Татьяна Никитина

В роли экс-невестки Зои Павловны снялась Лариса Удовиченко,

Карад из фильма. Лариса Удовиченко
Карад из фильма. Лариса Удовиченко

а в роли Даши, той самой не в меру активной фанатки сына Зои Павловны, навоображавшей себе любовь, появилась начинающая актриса Елена Караджова, только что окончившая ГИТИС.

Кадр из фильма. Елена Караджова
Кадр из фильма. Елена Караджова

Приятеля Германа изобразил Лев Перфилов, начальницу Зои Павловны — Людмила Аринина (она, к слову, снялась во всех трёх фильмах Петра Фоменко). Но ещё интереснее изучить исполнителей совсем маленьких ролей. В кадре можно заметить Елену Дробышеву, Музу Крепкогорскую, Петра Меркурьева, Сергея Женовача, тогда ученика Петра Фоменко, а в будущем театрального режиссёра, и даже

самого режиссёра в образе одного из актёров-любителей.
Кадр из фильма. Андрей Болтнев и Лев Перфилов
Кадр из фильма. Андрей Болтнев и Лев Перфилов

Снимали картину в Москве, где и происходит действие по сценарию. Отлично узнаются пейзажи возле станции метро Пушкинская, улица Горького (теперь Тверская), окрестности Измайловского парка. Ну и, конечно, можно полюбоваться Москвой в целом, которая ещё не задавлена пробками и по которой едут лишь «Жигули» и «Москвичи».

Кадр из фильма. Татьяна Никитина и Пётр Фоменко
Кадр из фильма. Татьяна Никитина и Пётр Фоменко
Летом 1986 года «Поездки на старом автомобиле» вышли в прокат. Мнения о нём были неоднозначные: кому-то пришлась по вкусу лиричная история, кто-то счёл её суетливой и рваной.

Любопытно, что Чехов, чья пьеса стала лейтмотивом фильма, называл своё «Предложение» «водевильчиком пошловатеньким и скучноватеньким». Авторы ленты всё-таки постарались сделать действие более ярким и захватывающим, но не уверена, что у них это получилось.

Кадр из фильма.  Людмила Максакова и Андрей Болтнев
Кадр из фильма. Людмила Максакова и Андрей Болтнев

Главные герои выглядят чересчур стереотипными. Режиссёр Зоя Павловна — слишком несуразная, угловатая, противоречивая творческая, постоянно носится в замысловатых нарядах и к месту и не к месту повторяет фразу «Что Вы за человек такой?». Герман Сергеевич, бывший спортсмен-футболист и хоккеист, вообще не способен выдавить из себя связное распространённое предложение и общается посредством междометия «ну» и кратких словосочетаний (за редким исключением). Даша, работающая секретаршей, болтлива, всезнающая, непоседлива и всё время лезет не в свои дела. И даже бывшая невестка оказывается классической врединой, отваживающей добрую бабушку от внука, при этом руководствуясь девизом «Я забочусь только о ребёнке» (эти слова она тоже неоднократно произносит на протяжении всего фильма).

И вот что ещё, на мой взгляд, удивительно.

Несмотря на то, что на экране много беготни, самой картине не хватает динамики.

Зато сполна театральной статичности, которая, возможно, была задумкой театрального режиссёра Петра Фоменко. Ну и, конечно, «Поездки на старом автомобиле» комедией не назвать, кроме разве что момента, когда Зоя Павловна говорит Герману Сергеевичу, что

бегать по полю в чёрных трусах в его возрасте неприлично.

А как вам «Поездки на старом автомобиле»? Для вас это мелодрама, бытовая история, водевиль, комедия?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: