Детское отделение в RuDenta существует с 2012 года, с этого же времени в клинике ведется работа с подростками, которая вылилась в самостоятельное отдельное направление в 2020 году. Тогда RuDenta первой в России открыла специализированное отделение для подростков. А совсем скоро проект RuDenta Teens обретет уникальное воплощение в стенах новой клиники, которая готовится к открытию.
Мы поговорили об особенностях этой работы с подростковым стоматологом Алисой Кашенцевой, которая трудится в клинике с самого начала истории RuDenta Teens, первое время в качестве ассистента, а затем – врача.
Подростковый стоматолог – кто он?
Понятия «подростковая стоматология» в медицине нет. Это фишка нашей клиники, она первой начала развивать эту тему.
Подростковая стоматология – это стоматология на стыке двух специальностей: детства и взрослой стоматологии.
Детские стоматологи обычно не берутся за лечение сложных разрушенных постоянных зубов. Протокол лечения значительно отличается от работы с молочными зубами, хотя по возрасту пациенты – еще дети. А взрослые терапевты не хотят работать с детьми, потому что это сложнее психологически: их нужно успокоить, уговорить.
Подростковая стоматология совмещает все эти понятия. Это детский врач-стоматолог, который может лечить и молочные, и постоянные зубы, может работать с осложнениями кариеса постоянных зубов, делает всю работу взрослого врача-терапевта, но при этом лечит детей.
Особенности работы с подростками
На приеме подростков редко приходится уговаривать, в отличие от маленьких детей. Страх, конечно, присутствует, но они понимают, зачем лечить зубы, и что будет, если этого не делать.
Плюс с подростками проще договориться еще и потому, что мы разговариваем более или менее на одном языке. Они воспринимают врача как друга, который может что-то посоветовать, а кабинет стоматолога – как место, куда можно прийти, удобно лечь, включив фильм или программу. А то, что происходит во рту, даже не замечают.
Конечно, для работы приходится интересоваться молодежными трендами, смотреть на YouTube блогеров, которых я раньше не знала, но их любят подростки. Помимо видео, для отвлечения во время лечения иногда используется закись азота (веселящий газ), это помогает успокоиться, расслабиться, меньше обращать внимание на неприятные ощущения во рту. С подростками закись азота применяется гораздо реже, чем с малышами, так как с ними уже можно договориться. Чаще всего они не хотят, чтобы у них что-то болело, поэтому сами просят родителей отвести их к стоматологу. Проблем с лечением детей в возрасте 14-15 лет обычно не возникает.
Отдельная тема – гигиена зубов. В подростковом возрасте ребенок включает самостоятельность, и родителям сложно контролировать, как он чистит зубы и чистит ли вообще. На мой взгляд, это должен один раз объяснить стоматолог: окрасить налет и показать на фотографиях, где слабые места в его домашней чистке. Но при этом не наседать и не отчитывать. Ребенок должен сам увидеть и сам для себя принять решение. Если подростку что-то доказывать, он, в силу своего изменчивого психологического состояния, будет делать все наоборот. Главное – не ругать, а объяснить, чем чревата плохая чистка зубов.
Подростки воспринимают врача как друга, который может что-то посоветовать, а кабинет стоматолога – как место, куда можно прийти, удобно лечь, включив фильм или программу.
Нехватка кальция и капризные «шестерки»
Состояние молочных и постоянных зубов никак не связано между собой. Если у ребенка были отличные молочные зубы, это не значит, что постоянные будут такие же. На состояние зубов влияют изменение гормонального фона, нехватка минеральных веществ и т.д. Поэтому в период активного роста ребенка важно регулярно приходить на осмотры.
Потому что, когда подросток резко вырастает, у него начинается нехватка кальция, фосфора – все уходит на формирование костей, а на зубы уже не хватает. Нередкая история, когда до 10 лет у ребенка было все прекрасно с постоянными зубами, потом за лето он резко вырос – приходит на осмотр, и оказывается, что много зубов нужно лечить.
Чаще всего к нам приходят с жалобами на сильно разрушенный зуб, когда родители думали, что он молочный, и ждали, пока выпадет. Как правило, «незаметно прорезавшимися» оказываются шестые постоянные зубы, последние в зубной дуге. Их не видно, до них трудно добраться, чтобы хорошо прочистить.
Тем временем, в первые четыре года после прорезывания постоянные зубы еще не достаточно крепкие и сильно подвержены кариесу. Причем снаружи это может выглядеть как просто маленькая точка, а внутри быть спрятана огромная кариозная полость. И глазами мы это не увидим, покажет только снимок.
В 99% случаев мы такие зубы спасаем, для нас в этом сложности нет, это наша еженедельная практика. И все же будет лучше, если родители будут знать о сроках прорезывания и особенностях шестых зубов, о том, что за ними нужно тщательно следить, хорошо их чистить. На осмотрах мы всегда об этом рассказываем.
Сложные и особенные случаи
Недавно у меня лечился мальчик с двумя очень сильно разрушенными шестыми зубами. В двух клиниках до нас советовали их удалить, потому что по факту от них ничего уже не оставалось. Но мы убедили родителей, что эти зубы нужно спасать, и они еще послужат долго. Это было сложное лечение, и всё происходило в сознании. Ребенок очень помогал, но по факту все пять визитов он спал по два часа. Родители были очень признательны, что мы все-таки спасли эти зубы.
Один из самых сложных случаев в моей практике – это история 16-летнего мальчика-аутиста, на первом приеме которого выяснилось, что ему нужно лечить абсолютно все зубы. Под всеми цементными пломбами, которые ему когда-то давно поставили, были большие кариозные процессы, и требовалось лечение каналов в семи зубах. Очень большой объем работ и серьезные соматические нарушения требовали особого подхода. К тому же для родителей было важно, чтобы каждая седация была не дольше четырех часов, иначе мальчик начал бы плохо себя чувствовать. Мы разделили лечение на четыре сеанса, и каждый раз работала сложившаяся команда из анестезиолога, врача и ассистента, которая четко понимала, что и как нужно делать.
У меня наблюдается много особенных детей. Как правило, это всегда большие объемы лечения, несколько седаций с периодичностью раз в две недели. Не каждый врач сможет это сделать и не каждая клиника возьмется за такого ребенка. Обычно родители этих детей после такого сложного лечения благодарны и очень трепетно относятся к рекомендациям врача.
Будет лучше, если родители будут знать о сроках прорезывания и особенностях шестых зубов, о том, что за ними нужно тщательно следить, хорошо их чистить.
А как стать подростковым стоматологом?
Быть стоматологом – это мой осознанный выбор с самого детства. Моя мама – детский стоматолог, и мы с сестрой, будучи маленькими, приходили в ее кабинет, смотрели друг другу зубы. Поэтому после школы я поступила в Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова на специальность «Стоматология». И моя сестра-двойняшка, кстати, тоже. Сейчас она врач-ортодонт.
Практика началась на третьем курсе специалитета. Первым пациентом, которого я лечила, была моя одногруппница. Это был обычный кариес, лечила я его долго и тщательно. А потом она еще неделю ходила ко мне, чтобы подполировать зуб, ей постоянно что-то мешало.
Скажу честно, в институте было мало практики, она началась, когда я уже стала работать в клинике. На третьем курсе я устроилась ассистентом в «РуДента». Нашла вакансию через сервис поиска работы и просто пришла на собеседование. Сначала мне предложили место во взрослом отделении, две недели я проходила там стажировку, потом перешла в детское отделение. Меня очень впечатлила система работы в наркозе и классный подход к детям: лечение без удержания, в формате игры.
Через два года у нас появилось подростковое отделение и первый подростковый врач. Я перешла ассистентом к нему. Поработав с подростками, поняла, что мне больше нравится работать с постоянными зубами, чем с молочными. То есть я остановилась на промежуточном этапе между детской и взрослой стоматологией. После еще двух лет ассистирования я стала уже подростковым врачом.
О важности развития, поддержки коллег и любви к работе
Я часто прохожу обучающие курсы: по терапии, реставрации, эндодонтическому лечению – ежегодно посещаю по три-четыре курса. Считаю, что свою квалификацию нужно постоянно повышать. Важно ходить к разным преподавателям, чтобы уметь смотреть на проблемы с разных точек зрения. Даже если какую-то тему несколько раз слышал, это не значит, что по ней ничего нового нет. Стоматология не стоит на месте, появляются новые материалы, совершенствуются методики работы.
«РуДента» для меня – уже второй дом. Здесь классный очень дружный коллектив, всегда можно рассчитывать на поддержку коллег. По началу, когда работала в наркозе, я очень переживала, но всегда знала, что любой свободный доктор может ко мне зайти и помочь, если понадобится.
Здесь очень хорошее клиническое обучение: мы в ординаторской обсуждаем свои клинические случаи, делимся знаниями, полученными на курсах. В других клиниках такого нет, обычно все стараются держаться за свои знания и не хотят никому передавать.
Клиника оснащена по самому последнему слову техники, работаем на самом современном оборудовании, с лучшими материалами. Все, начиная от руководства и заканчивая докторами, ассистентами, администраторами, постоянно совершенствуются, проходят обучение.
В будущем, скорее всего, я буду развиваться в каком-то узком направлении подростковой стоматологии, возможно это будет эндодонтия. Думаю, работать с подростками можно в любом возрасте, главное не выгорать. А для этого нужно любить свою работу.
___________________________
Узнать подробности о клинике РуДента Кидс, записаться на прием к специалисту или отправить свое резюме, если вы ищете работу в детской стоматологии, можно на нашем сайте.