9,8K подписчиков

Музей петроглифов в Чолпон-Ате. Личный опыт и немного теории

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате. Уникальная возможность посмотреть на творения рук человеческих которые сделаны два, а то и три тысячелетия назад. На Земле не так и много мест, где можно увидеть петроглифы. Хотя, объективности ради, надо сказать, что не так уж и мало.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.

Прошлогоднее мое знакомство с петроглифами в Азербайджане мне понравилось и запомнилось. И в Чолпон-Ате я рассчитывал увидеть примерно такие же доисторические рисунки.

Сразу скажу, что надежды мои не оправдались. Хотя, не сколько не жалею что поехал. Не съездил бы и думал, что из-за лени своей пропустил что-то особенно интересное.

Из-за лени, потому что добраться до музея петроглифов, если ты живешь в Чолпон-Ате не составляет никого труда. Можно даже пешком дойти. Я сначала так и собирался сделать. По карте вроде бы и не далеко. А если еще и углы срезать, то бонусом можно и не на туристические улицы Чолпон-Аты посмотреть.

Но, к счастью, запала моего хватило не на долго. Он как раз иссяк неподалеку от стоянки такси у улицы Чекирова. И хотя время было только около восьми, жизнь на таксистском "пятачке" кипела вовсю. Ленивый и бесполезный торг, 200 сом и через 7 минут я уже стоял перед воротами музея.

Сам музей огорожен забором. Но по ту сторону дороги точно такие же каменные глыбы тянутся к озеру
Сам музей огорожен забором. Но по ту сторону дороги точно такие же каменные глыбы тянутся к озеру

Музей петроглифов это действительно музей под открытым небом. Притом очень внушительных размеров. Край теряется в предгорьях. Место, и правда, удивительное. На ровном бескрайнем поле лежат тысячи (если не десятки тысяч) камней. Словно их какой-то великан разбрасывал. Даже на современного человека, много что повидавшего (хотя бы по телевизору) это производит впечатление. Что говорить про наших далеких предков. А вернее даже предков наших предков.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-3

Первые петроглифы появились здесь примерно 4000 лет назад. Плюс - минус несколько столетий. Это мы сейчас понимаем, что эти валуны принесли селевые потоки, а для первооткрывателей этих мест это было необъяснимое чудо.

Вход в музей платный, но цена скорее символическая. Вход на 2023 год стоил 80 сом. Касса находится в небольшом здание у входа. Издалека она напоминает какой-то сарай, но на самом деле обычная касса.

Касса находится в этом домике
Касса находится в этом домике

Кассир, после покупки билета, даст то ли инструкцию, то ли совет. Теоретически время посещения неограниченно. Можете бродить среди камней хоть целый день. Есть три маршрута. Малый, примерно 800 метров, рассчитанный на 30-40 минут. Средний, на полтора километра. И длинный, на три километра. Примерно часа на два.

Карта музея
Карта музея

У меня получилось что-то среднее между первым и вторым вариантом. Если верить схеме, то в самом конце маршрута петроглифов больше всего. Но проверять я не стал. Возможно, там то и прячутся самые "яркие" петроглифы, которые я видел на фото в интернете. Но я дотуда не дошел.

Первый петроглиф находится почти рядом со входом. На нем изображена сцена охоты на горных козлов. Датируется он 7-3 веком до нашей эры. Изображение, как гласит пояснительная надпись сделано в скифо-сакском зверином стиле. По размерам петроглиф действительно уникален. И по качеству сохранности рисунка тоже.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-6

Больше такой четкой "красоты" я не видел. Бесполезно блуждать в поисках петроглифов не придется. Все они (по крайней мере, по малому маршруту) обозначены железными синими флажками.

Следующим объектом попавшимся мне по пути были каменные круги. Впрочем, конечно, кругами их назвать нельзя. Скорее, что-то напоминающее круг, сложенный из камней разной окружности. Датируется 1 тысячелетием нашей эры.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-7

Кто-то из ученых считает, что в этих кругах шаманы совершали обряды, возможно с жертвоприношениями, кто-то, что они служили для астрономических целей. Особо впечатлительные посетители, вступая в круг, чувствуют как их пронизывает какая-то энергия. Надеюсь, положительная. На самом деле, камни как камни. Или я не слишком впечатлительный.

Но как-бы там ни было эти круги точно дело рук человеческих. И очень древних
Но как-бы там ни было эти круги точно дело рук человеческих. И очень древних

Встретилось и несколько современных творений. Эти символические пирамиды должны изображать древние могильники. Теоретически они здесь были и, возможно, именно так и выглядели.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-9

У каждого петроглифа стоит пояснительная табличка. Так что, если даже вы что-то и не увидите отчетливо, то подсказки помогут "сфокусировать" зрение.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-10

Музей находится в самом буквальном смысле на окраине Чолпон-Аты. Подозреваю что на сооружение окрестных заборов и сараев использовались "исторические" камни с территории музея.

Забор у музея
Забор у музея

И, кстати, по одной из версий все эти камни появились здесь после прорыва в горах огромного озера. 30 или 40 тысяч лет назад. Как мне кажется, версия очень даже правдоподобная. Некоторые камни нетронуты временем, а на других природа "постаралась".

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-12

Если присмотреться (или призвать на помощь пояснительную табличку), то на камне можно увидеть схематическое изображение горного козла, но почему-то с фигурой человека на спине.

10-15 век
10-15 век

Горные козлы (арханы) изображены на большинстве петроглифов, хоть и "рисовались" они разными племенами, и часто с разрывом во времени в несколько веков. Самые ли это яркие воспоминания или наоборот желания. А может просто благодарность арханам, за то что "выручают" в голодный год. Некоторые рисунки, хоть и нарисованы 2000 лет назад, но очень реалистичные. Я, если честно, вряд ли смогу нарисовать так как на втором петроглифе. Собрал всех козлов в галерею. Можете полюбоваться выставкой.

А это уже не просто козел. А настоящая сцена охоты. На первом плане козел, а охотника с собакой почти не видно. По крайней мере на фото. Даты стоят 7-3 век до нашей эры.

Вроде бы и нельзя сомневаться в компетентности ученых, но меня "терзают смутные сомнения" в правильности дат. Во-первых разброс большой, 300-500 лет туда-сюда. И во-вторых, если полистать галерею или посмотреть вживую, то получается, что до нашей эры "творили" более реалистичнее чем в нашу.

7-3 век до н.э.
7-3 век до н.э.

Сцены охот тоже изображены на нескольких камнях. Но не везде сохранность работы позволяет четко увидеть задумку художника. Написал это безо всяких кавычек, потому что некоторые первобытные творения вполне "тянут" на звание произведения исскуства.

Мне больше всего понравились вот эти олени. 6-1 век до н.э. А очень даже реалистично. Я бы даже сказал: жизненно. Мчатся куда-то олени, вспугнутые охотниками, вот уже более 2000 лет.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-16

А вот еще одна сцены охоты. 7-10 век. Может быть художник (современный, который рисовал таблички) забыл дописать до н.э. И тогда все правильно: 7-10 век до н.э.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-17

Помимо петроглифов, разбросанных по полю, в музее под открытым небом еще выставлены балбалы - древнетюркские каменные изваяния. Примерное время изготовления 6-10 век. Тоже обьединю их в одну галерею. Тем более, что и стоят они рядышком.

И снова немного поспорю с учеными. Цитата с Википедии: " Балбалы, поставленные древними тюркскими племенами (огузы и пр.), исследователи связывают с поминанием убитых врагов: «их витязей убив, я приготовил [себе] балбалов»".

Ученым, конечно, видней, но основываясь на свой жизненный опыт, вот вы бы кому поставили балбал (памятник) поверженному врагу или человеку, которого знали и уважали?

Мне кажется они и сделаны с любовью. Особенно дедушка под номером пять. Так врагов изображать не будешь. Да и время еще тратить на них. Чтобы такого истукана сделать надо не одну неделю поработать. (Я, кстати, на память об Киргизии привез маленького "балбалчика". Смотрит сейчас на меня и соглашается).

Всего я в музее петроглифов провел около 40 минут. Может быть и подольше бы походил, но увидел как ко входу подъехало такси. И я "на всех парах" помчался его перехватывать. Планов на предстоящий день было "громадье": сходить в Рух Ордо, искупаться, и переехать из Чолпон-Аты в Бостери. И мне уже совершенно не хотелось идти обратно пешком по унылым, пыльным улицам. И вам не советую. Пейзажи так себе, совсем не сельские. Да еще жара.

На переднем плане камень с дыркой
На переднем плане камень с дыркой

И даже не знаю, стоит ли советовать посещать музей петроглифов. Решайте сами. Мне даже больше чем древние художества понравилось само каменное поле до горизонта. И, конечно, горы вдалеке. В Чолпон видишь их ежеминутно, но все равно они "не приедаются".

Петроглифов, кстати, в музее не так и много. По крайней мере, "документально" подтвержденных табличками на малой тропе. Может быть дальше их и больше. Но что не видел, то не видел. Да и флажков, вроде бы, вдалеке тоже не видел.

Можно, конечно, побродить среди нагромождений камней и попробовать самому поискать древние артефакты, но, почти на 100% уверен, что все что непомеченно табличками, дело рук современных "дикарей".

Я нисколько не жалею, что съездил в музей. Хоть он и не полностью оправдал мои ожидания. Зато с настоящим 1500-летним балбалом сфотографировался.

Посещение музея петроглифов входило в мой обязательный список дел, которые я хотел сделать в Чолпон-Ате.-20

Если у вас найдется еще лишних 5 минут, то можете почитать мои аргументы в пользу поездки для отдыха на Иссык-Куль. 10 причин, почему стоит поехать на Иссык-Куль. Личный опыт и никакой теории

Пакетные туры

Авиаперелет

Проживание

Экскурсии

И еще немного по теме.

Иссык-Куле. Личный опыт и немного теории

Иссык-Куль. Как, зачем, почем, куда? Ответы на возможные вопросы. Личный опыт и немного теории.

Что посмотреть в Бишкеке. Мой маршрут прогулки. Личный опыт и немного теории

Мобильная связь и интернет в Кыргызстане. (Бишкек и Иссык-Куль). Личный опыт и немного теории

Получение банковской карты Visa Classic в Чолпан-Ате (Кыргыстан). Личный опыт и немного теории

Три способа как добраться из аэропорта Тамчи (Иссык-Куль) до Чолпон - Аты и Бостери. Личный опыт и немного теории

Желаем приятного отдыха на Иссык-Куле!!

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.

Доброе слово и кошке приятно!