В предыдущей статье мы познакомились с основами студийного освещения, а также рассмотрели несколько вариантов источников студийного освещения, выбранных в зависимости от планируемых видов съемок. Теперь наступило время освоить основной принцип постановки студийного освещения, что позволит в дальнейшем самостоятельно создавать необходимые для работы схемы освещения.
Основные виды светоформирующих насадок и аксессуаров к ним:
- софтбокс — прямоугольная или квадратная насадка для мягкого освещения;
- октобокс — восьми или двенадцатиугольная насадка для мягкого освещения; фактически это тот же софтбокс, только в более жестком каркасе (светотеневой рисунок октобокса и софтбокса абсолютно одинаков);
- стрипбокс — вытянутый софтбокс с соотношением сторон 3:1 и больше, дает мягкий свет, хорошо подходит для освещения вытянутых объектов;
- рефлекторы — насадки для создания жесткого направленного освещения. От размеров, формы и глубины рефлектора зависит распределение яркости внутри получаемого светового пятна (от равномерного до акцента в центре или на краях),
- шторки — насадка на рефлектор, позволяет асимметрично регулировать ширину светового потока, идущего от рефлектора;
- соты — насадка для рефлекторов и всех видов софтбоксов, применяется для изменения угла освещения насадки, также на рефлекторах создает эффект мягкого перехода от света к тени на краях получаемого светового пятна;
- тубус — узкоугольный рефлектор в виде кулька, позволяет создавать очень маленькое пятно освещения с резким краем светового пятна, может применяться и с сотовой насадкой;
- снут — тубус со встроенной сотовой насадкой, также дает маленькое световое пятно, но с мягко растушеванными границами;
- портретная тарелка — единственный рефлектор, дающий мягкое освещение на очень небольших объектах (как правило, только на лице модели). В отличии от использования обычного софтбокса, снимки с портретной тарелкой не теряют микроконтраст фактуры поверхности, из-за чего смотрятся гораздо более резкими.
Общий порядок постановки освещения напрямую связан с видами и функциональным назначением источников студийного освещения. Для понимания основных рабочих процессов студийной съемки укажем виды освещения в последовательности их постановки. А также приведем примеры светоформирующих насадок, подходящих к каждому из указанных источников света:
1. Рисующий свет — основной источник света, он создает основной узнаваемый светотеневой рисунок. Например, при съемке портрета у окна, оконный свет будет рисующим. Рисующий свет может быть как жестким, так и мягкий. Для постановки жесткого рисующего света подходят рефлекторы, сотовые насадки и шторки (например, Godox RFT-13 Pro 65°, Godox SN05 Pro, Profoto Zoom Reflector, Godox Parabolic P68Kit, Profoto Grid Kit 180 мм: 5°, 10°, 20° ). Для постановки мягкого рисующего света необходимо использовать софтбоксы, стрипбоксы, октобоксы, портретную тарелку и белые зонты на отражение (например Falcon Eyes FEA-OBII 18 BW, Falcon Eyes FEA-SBII 7575 BW, FST SB-35U 60cm, Godox SB-FW30120). Выбор типа рисующего освещения зависит от той цели, которую ставит перед собой фотограф. Для съемки женского портрета лучше подходит мягкий свет, он выравнивает кожу и сглаживает морщины, для мужских или возрастных портретов, наоборот, лучше подойдут решения с жестким светом, он лучше прорабатывает фактуру кожи. Рисующий свет ставится первым и, как правило, именно по нему измеряется вся экспозиция кадра.
2. Заполняющий свет — источник света, который заполняет слишком густые тени, появившиеся после постановки рисующего, и может быть заменен отражателем. Так как жесткое освещение может создать дополнительные тени, заполняющий свет может быть только мягким. Для постановки заполняющего света необходимо использовать софтбоксы, стрипбоксы, октобоксы и белые зонты на отражение (например FST UD-42 B/W, Godox UB-130W, Profoto Deep White S, Godox SB-UFW120). Причем, как правило, заполняющий свет по своей мощности слабее рисующего, это позволяет контролируемо высветлить тени, полностью сохранив общий светотеневой рисунок от рисующего источника света.
3. Фоновый источник света — один или несколько источников света, определяющих яркость и форму светового пятна на фоне. Многие начинающие фотографы избегают постановки фонового освещения, однако именно оно придает студийной съемке необходимый объем. Также освещенный фон позволяет в большинстве случаев эффективно отделить модель от фона, особенно это актуально, если тон одежды модели или тональность снимаемого предмета совпадает с тонами фона. Фоновое освещение может быть и жестким, и мягким, насадки для его реализации мало отличаются от светоформирующих насадок для рисующего источника света. Однако есть и своя специфика, специально для освещения фона на небольших съемочных площадках был разработан так называемый фоновый рефлектор (например Godox RFT-2).
Чтобы постановка света была выполнена контролируемо и аккуратно, необходимо внимательно следить, чтобы фоновое освещение не попадало на объект съемки. С этой целью часто используют сотовые насадки как для софтбоксов, так и для рефлекторов (примеры насадок для софтбоксов и для рефлекторов Profoto Grid Kit 180 мм: 5°, 10°, 20°, Godox P68-LG, Godox TL-G60, FST BD-300).
4. Контровое освещение — один или несколько источников света, освещающих обратную сторону объекта съемки и создающих тонкий белый силуэт по контуру объекта. Основное назначение такого освещения - отделить объект съемки от фона с помощью тонкого белого контура. Контровое освещение может быть и жестким, и мягким, но чаще всего для его постановки используют именно стрипбоксы (например, Falcon Eyes FEA-SBII 50200 BW, Godox SB-FW35160, Falcon Eyes SBQ-30160 30х160 см). Как правило постановка контрового освещения становится актуальна, когда фоновое освещение не смогло решить задачу «отделения» объекта съемки от однотонного фона.
5. Моделирующий свет — один или несколько источников света (как правило, узконаправленные), локально создающие блики и световые акценты на поверхности съемочного объекта, а также дорабатывающие светотеневой рисунок по теням (на тех участках, где заполняющего освещения оказалось недостаточно). Постановка такого освещения очень сложна и требует полной статичности снимаемого объекта. Самая оптимальная насадка для такого света это «тубус» с сотами или «снут» (примером могут послужить Godox SN05 Pro или Godox SN-04 с сотами для AD400Pro).
6. Выравнивающее освещение — очень большой источник света, освещающий всю съемочную площадку. Его задача - уменьшить общий контраст изображения. Применяется такой источник в основном для съемки с импульсным светом, за счет его работы удается имитировать наличие «паразитной засветки» при работе с источниками постоянного света. При работе с галогенными или светодиодными светильниками даже лампочка, горящая в коридоре, или неплотно прикрытое окно поднимают общий уровень освещенности в студии, вследствие чего снимки с постоянным светом кажутся менее контрастными. При работе со вспышками разрыв по параметру мощности между посторонним светом, проникающим в студию, и тем светом, который ставит фотограф, настолько велик, что участки, куда не попал свет при его постановки, кажутся абсолютно черными, контрастность снимка резко возрастает. Вот тогда и добавляют шестой источник света, фактически намеренные помехи.
Для успешной постановки освещения не нарушайте указанный порядок, включайте источник освещения последовательно по мере их установки. Обязательно делайте тестовые кадры между постановкой каждого следующего вида освещения, тогда процесс работы станет максимально наглядным.
Вот и все, как видите, в постановке освещения нет ничего сложного. В завершении статьи хочется традиционно задать пару актуальных вопросов, связанных с технологией студийной съемки. А именно, пользуетесь ли вы экспонометром или флешметром? И какие именно насадки для создания мягкого освещения вы предпочитаете?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.