Найти тему

Как перейти в консалтинг и стать консультантом

На фото автор Дзен-канала, Ирина Князева, карьерный консультант №1 по мнению ведущего отраслевого сервиса HRTIME.
На фото автор Дзен-канала, Ирина Князева, карьерный консультант №1 по мнению ведущего отраслевого сервиса HRTIME.

Сейчас очень многие специалисты, эксперты консультируют в рамках своей профессиональной области в свободное от основной работы время, а некоторые работают в консалтинговых компаниях на постоянной основе.

В этом посте я расскажу про виды консалтинга, как перейти в большой консалтинг и как стать консультантом частной практики для подработки.

Зачем организации вообще приглашают консультантов, если у них есть свои сотрудники, например, менеджеры по рекламе и PR:

  • Некоторые работы компании предпочитают отдавать на аутсорсинг (на решение какой-либо задачи или на постоянной основе сопровождать какой-либо процесс), например, если не хватает компетенций для решения определенной задачи у имеющихся сотрудников или нужен именно узкопрофильный специалист, например медиа.
  • Могут приглашать на глобальные и внештатные ситуации на проект. В проекте могут участвовать как штатные сотрудники под руководством консультанта, так и полностью проект может быть отдан на аутсорсинг (только консультантам).
  • Могут привлекаться консультанты, чтобы дать оценку «со стороны» , «свежий взгляд» на какие-то процессы и рекомендации по их улучшению.

Где и как можно работать в консалтинге (форматы работы):

  • На себя «свободное плавание», индивидуальная работа (фриланс) – предоставлять услуги частным образом и участвовать в проектах или по приглашению или если Вы получите заказ, то приглашаете других специалистов на проект.
    Возможные сложности: в первое время будет очень мало заказов или не будет вовсе. Первое время будет очень много времени занимать наработка узнаваемости и репутации. Самостоятельный поиск заказчиков.
  • Сотрудничество с небольшими консалтинговыми организациями, агентствами. То одни, то другие могут предлагать участие в проектах. Со временем, можно попасть в какой-то долгосрочный проект и если есть возможности, работать одновременно и в других проектах, оказывать услуги.
    Возможные сложности: так же первое время нужно будет наработать базу партнеров (небольших консалтинговых организаций и агентств), а так же репутацию и кейсы. Кейсы нужны, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров.
  • Работа в крупной консалтинговой компании, как привлекаемый на проект специалист, так и в штате компании.
    Возможные сложности: очень трудно попасть в такую компанию, нужны кейсы (много кейсов) и желательно свежие, нужны рекомендатели и конечно же образование и сильная экспертиза.

Представительства в России крупных консалтинговых компаний в России. В связи с CBO эти представительства КАК БЫ ушли с Российского рынка, но на самом деле, они переименовались.

-2

Есть компании крупные консалтинговые компании второго эшелона и ниже, так же можно ориентироваться, но не все остались на Российском рынке.

Подробно о крупных консалтинговых компаниях можно почитать здесь и поискать через Яндекс, кто остался в РФ и как теперь называется.

Рекомендации по переходу

1. Выберите направление и выбрать и сформулировать нишу

Например, вы выбрали: Развитие связи с общественностью.

Я рекомендую «причесать» и конкретизировать саму формулировку. Так как она понятна, но она не продает.

Пример: Человек не покупает дрель, он покупает отверстие в стене.

Как можно сформулировать (примерно):

Я – эксперт по связям с общественностью и со средствами массовой информации.

Создам и внедрю тот образ, который поможет достигать вам поставленных целей.

В то же время, Вам нужно стать визитной карточкой самого себя. Так как, заказчик может думать: «Если у него самого не понятный образ и о нем никто не знает, то какой он мне может создать образ».

То есть, у нас получается ниша в бизнес-консалтинге – смежные профессиональные услуги: PR, MR, GR. В перспективе, уже можно будет сориентироваться и принять решение относительно перехода в чистый бизнес-консалтинг: будет ли возможность, желание и необходимые компетенции.

В начале пути, возможно будет проще зайти на рынок консалтинга со смежной профессиональной услугой - связи с общественностью и средствами массовой информации.

2. Выберите формата консалтинга

  • Начинать заявлять о себе как о консультанте по выбранной нише. Выстаивать свой имидж, узнаваемость и пр.
  • Одновременно искать партнеров: небольшие консалтинговые организации, крупные, средние и небольшие маркетинговые агентства.
  • Подготавливать почву для входа в большой консалтинг: наработка новых кейсов (за счет личных проектов и проектов с партнерами), работа над узнаваемостью, репутацией и пр., наработка сети нетворкинга (ассоциации, Линкедин, личные знакомства, кейс-клубы, специализированные фриланс-биржы и прочие возможные источники).

3. Найдите ментора.

Будет полезно найти ментора, который уже прошел путь, предстоящий пройти вам.

Можно с ним советоваться или на дружеских, партнерских отношениях, например, если работаете над одной задачей, в одном проекте или состоите в одном сообществе, так и на возмездной основе (предложите ему оплатить консультации).

4. Работа над имиджем и узнаваемостью.

  • Проверьте все свои соцсети: не должно быть ничего что могло бы насторожить, например, международную компанию.

Лучше для наработки узнаваемости и репутации вести экспертный профиль, в котором вы показываете свою экспертность: фото с выступлений, с селебрети, с лидерами мнений свой отрасли и пр., публикации в СМИ, кейсы, рекомендации для потенциальных заказчиков и пр.

  • Проверьте наличие старых аккаунтов и имеющуюся информацию в Интернете.

Я Яндекс введите свой номер телефона и посмотрите, что появится в выборке, поищите информацию по своему ФИО и т.п.

В Яндекс «поиск по картинкам» поищите, что выдаст по вашему фото. Проверьте по 3-5 фото.

https://yandex.ru/images Нажимаете на знак фотоаппарата и загружаете фото.

-3
  • Продумайте внешний вид, какой стиль и образ вас будет позиционировать, так как надо вам и конечно, чтобы вам он был комфортен: одежда, манеры и пр.

Работа над узнаваемостью

  • Экспертные аккаунты в развлекательных соцсетях: Телеграм, ФБ, ВКонтакте/
  • Прокаченные аккаунты в Линкедин и в российских деловых соцсетях: TenChat
  • Блоги на Дзен, YouTube и пр.
  • Создайте сеть нетворкинга, возобновите связи из своей профессиональной сферы, создавайте новые: вступите в профессиональное сообщество, а может быть даже и в два или даже в три, например, связанное с консалтингом (если такое есть) и с PR, MR.
  • Выберите одну – две специализированные площадки фриланс-заказов, по направлению связи с общественностью, медиа или маркетинг и реклама. Иногда они могут служить на только площадкой заказов и, но и сообществом и помогать продвигать личный бренд и узнаваемость.

5.Подготовьте резюме, сопроводительное письмо и портфолио.

Как получить опыт свежих кейсов, если пока нет проекта:

Попробуйте предложить свои услуги в волонтерских проектах, в благотворительных проектах, в НКО. В НКО оплачивают услуги.

Волонтерские сайты:
https://volonter.ru/
https://dobro.ru/?utm_
мывместею.рф

Важно – получить свежие реализованные релевантные проекты /кейсы/. И конечно оформить все свои проекты в портфолио.

6. Ищите заказчиков и работу

Можно искать работу, а найти приглашение в проект (то есть работу, но на проект), поэтому пока вы не сотрудничаете с консалтинговой компанией, можно искать новые проекты как работу. Компании могут искать людей на работных сайтах для участия в проекте.

7. Нетворкинг

Вам нужны связи из большого консалтинга, если у вас цель попасть именно в крупную консалтинговую компанию. Для начала добавьте всех кого найдете в Линкедин.

Линкедин / LinkedIn /

Это очень важный инструмент, по крайней мере для входа в крупные консалтинговые компании, а тем более в международные консалтинговые компании с представительствами в России.

Линкедин – профессиональная соцсеть, сеть деловых контактов. Она заблокирована на территории РФ, но все рекрутеры, особенно в сфере ИТ активно используют ее для поиска сотрудников.

На Линкедин Вы можете найти группы по поиску работы, а также познакомиться с рекрутерами, сотрудниками и ЛПР интересующих вас компаний.

8. Готовьтесь к собеседованиям.

Важно научиться решать разные кейсы в своей профессиональной сфере. А так же тренироваться и готовиться к тестированию. Если найдете ментора, а при желании, вы его найдете (на Линкедин, например из интересующей вас компании, попросите платную консультацию) и возьмете консультацию о том, к каким тестам и кейсам готовиться.

ВАЖНО: развивайте нетворкинг!

Если вам понравился пост, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации! Спасибо!

В своем Телеграм и на YouYube я бесплатно отвечаю на ваши вопросы.

Смотрите другие мои публикации: