Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Токсичный клиент

Как-то мой бывший коллега из юридического мира заинтересовался тем, как я себя ощущаю в новой профессиональной области – психотерапии. В конце разговора он за меня порадовался и пожелал: «Пусть у тебя будет поменьше токсичных клиентов!»

В мире бизнеса понятие токсичного клиента – это человек, который по разным причинам считает, что весь мир ему должен – в силу того, что у него есть деньги, или потому, что он известен, или неизлечимо болен – причин может быть много. Такой клиент повышает свою самооценку за счет других, предъявляет завышенные требования, ведет себя по-хамски, руководствуясь избитой фразой: «Клиент всегда прав». С такими клиентами, как правило, предпочитают не связываться – руководство хорошо понимает, что легче пойти навстречу в малом, нежели столкнуться с долгими судебными процессами и проверками вследствие поданной жалобы. Для персонала существуют тренинги по работе с токсичными клиентами. В случае если сотрудник не справляется с конфликтом, всегда есть более высокий уровень руководителя, который сыграет в «хорошего полицейского».

А кто такой токсичный клиент в психотерапии? На мой взгляд, в психотерапии понятие токсичного клиента отличается от выше перечисленного. В терапию приходят люди не от хорошей жизни – часто они находятся в сложной жизненной ситуации, перепробовав массу способов решить ее самостоятельно. Зачастую они находятся в депрессии, отчаянии, горевании, злости и ярости – в общем, испытывают далеко не простую палитру чувств. Во время психотерапии клиент предъявляется терапевту разными сторонами: может быть требовательным и надменным, может пытаться устроить интеллектуальное соревнование с психологом, может ругаться в ярости, может плакать навзрыд, пытаться контролировать терапевта и ход сессии, жаловаться на других и не признавать авторство своей жизни. Клиент лишь использует привычные способы поведения, которые сформировались в течение жизни и на которые он опирается. И эти способы не являются проявлением токсичности. Для терапевта это маркеры того, как клиент устраивает свою жизнь. Терапевт работает с этим «материалом», постепенно продвигаясь вместе с клиентом к более осознанному восприятию клиентом происходящего с ним.

Попробую разобраться и определить для себя термин «токсичный». Токсичность сигнализирует о том, что я соприкоснулась с чем-то ядовитым, с тем, что не могу «переварить». При пищевом отравлении я ощущаю тошноту, вплоть до рвотного рефлекса, слабость, головную боль и головокружение. Я буквально не могу смотреть на продукт, которым отравилась, или вдыхать его запах – хочется прервать контакт, отстраниться, отойти, увеличить расстояние. Все эти признаки отравления являются сигналами эмоции отвращения.

Если я регулярно испытываю эмоцию отвращения от общения с клиентом, если хочется прервать контакт и увеличить дистанцию, укрепить границы – такой клиент может быть «токсичным» именно для меня. Мне непереносимо приближаться к нему, я не могу сохранять устойчивую терапевтическую позицию и сопереживать клиенту. Это могут быть причины нравственного характера – например, абсолютное отсутствие у клиента эмпатии и уважения к человеку. Речь идет не о проблемах в воспитании, не о низком уровне самоуважения, не о защитных механизмах, а о тотальном отсутствии сопереживания. Это могут быть мои этические соображения (например, я не смогу работать с педофилом).

При этом не все ситуации, в которых терапевт ощущает непереносимость в общении с клиентом, являются токсичными. Если клиент затрагивает тему, которую терапевт еще сам не пережил (смерть близкого, состояние развода и тп), то терапевту может быть сложно удерживать терапевтическую позицию и не проваливаться в слияние. В этом случае важно знать свои ограничения, прорабатывать их в личной терапии и открыто говорить о них клиенту.

Знать своего «токсичного» клиента, не брать такого клиента в терапию, не пытаться сделать невозможное, направлять его к другим коллегам, не испытывающим подобных ограничений – значит обезопасить себя, позаботиться о себе и сохранить терапевтическую позицию.

В статье использован рисунок датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

Автор: Инна Пантелеева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru