«Россия нуждается в качественных переменах». «Структуре нынешней экономики необходима полная реконструкция». «Хорошие времена прошли».
Под такими пессимистическими идеями состоялся ХII Международный инвестиционный форум «Сочи-2023».
Погода была полной противоположностью настроениям форума. И если участников проходившей в первой половине сентября банковской конференции она встретила проливным дождем, то приехавших на форум «Сочи-2023» ждала солнечная погода. Но как выяснилось, хорошая погода и хороший экономический климат не имеют ничего общего. Об этом участникам форума прямо заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Низкий потенциал – низкая эффективность
Экономика России напрямую связана с глобальной экономикой, именно поэтому затронувший мир финансовый кризис, как и его последствия, не могут не влиять на развитие нашей страны. Предложить рабочую идею, которая остановит стагнацию и приведёт к росту и развитию, никто не смог.
Все предпринятые меры были недостаточны и не смогли преодолеть проблемы, возникшие в мировой экономике. Необходимо прямо признать, что ключевой фактор замедления — это структура нашей экономики - такими словами начал своё выступление председатель правительства.
Господин Медведев далее пояснил, что проблемы российской экономики имеют структурные корни и связаны с тем, что Россия напрямую зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, на которых в данный момент наблюдается неблагоприятная тенденция.
Наша модель экономики, хоть и создаёт впечатление надёжности, но имеет нулевые темпы развития. Необходимо признать, что данный потенциал мы исчерпали. Поэтому в это сложное время нужно быть готовыми принять непростые и непопулярные решения - подчеркнул он.
Глава кабинета министров призвал бизнес и правительство объединить свои усилия и найти новый потенциал экономического развития, который имеет негосударственный сектор. Господин Медведев для стимуляции предпринимателей и министров собирается прекратить финансировать неэффективные учреждения и проекты.
После чего премьер-министр по старой традиции обвинил правительство в том, что действующие институты развития неэффективны, поэтому новые открываться не будут, пока действующие не раскроют полностью свой потенциал.
Алексей Улюкаев, нынешний министр экономического развития, поддержал пессимистическую речь премьера, он сказал:
Мы планируем выйти из текущей непростой ситуации и перейти к, может быть, невысокому, но стабильному росту от трех процентов, по итогам следующего года, до 3, 3 процента в 2016 году. Результаты будут во многом зависеть от внутреннего спроса. Как вы знаете, внутренний спрос связан с издержками и инвестициями. Мы предполагаем сокращение потребительского кредитования в самое ближайшее время.
Как считает глава ведомства, нынешняя модель экономики даёт сбои, так как опирается на постоянный рост спроса.
Далее Улюкаев выдвинул один из рецептов оздоровления экономики:
В первую очередь, нам необходимо перейти к экономике предложения и уйти от экономики спроса. Даже если б нам удалось каким-либо образом увеличить спрос, это только отодвинет проблему, но не решит её.
По мнению Дмитрия Медведева, новая экономическая политика должна строиться на следующих трёх основополагающих принципах: в первую очередь, обеспечить максимальную предпринимательскую свободу, создать здоровую конкурентную среду и улучшить инвестиционный климат в стране. Как считает премьер, реализовать данный принцип на практике можно благодаря налоговым ставкам и страховым платежам, энергетическим и транспортным тарифам, а также кредитным ставкам.
Тем самым, Медведев ещё раз напомнил о принятом ранее решении о заморозке тарифов для инфраструктурных монополий, но не для граждан России. Для населения тарифы будут высчитываться по формуле — «инфляция минус». То есть инфляция за предыдущий год умножается на коэффициент 0,7.
Согласно второму принципу, предложенному Медведевым, необходимо продолжать стимулировать как развитие инновационных цепочек, так технологическое перевооружение всей экономики в целом. Помимо этого, необходимо перейти на качественно новый уровень государственного управления, повысить прозрачность и подотчётность государства перед своими гражданами.
Третий принцип премьера несколько радикальный — предложение сократить неэффективные рабочие места. В частности, он сказал:
Впереди нас ждут тяжёлые времена, поэтому необходимо как можно раньше воспользоваться преимуществом, которое мы имеем. И заключается оно в сравнительно низком уровне безработицы, оставить политику сохранения занятости населения – наше первоочередная задача.
Господин Улюкаев на следующий день после выступления Медведева выступил с призывом к россиянам готовиться к росту безработицы в следующем году в связи со стагнацией экономики в стране. По его прогнозам, рост безработицы в 2024 году увеличится на 6 процентов.
С утра всё выглядит по-другому
Вице-премьер Аркадий Дворкович, видимо, прислушавшись к предложению Медведева о поиске нового потенциала для роста экономики, выступил с довольно резонансной идеей, а именно, начиная с 2015 года уравнять налог на добавочную стоимость (НДС) с подоходным налогом (НДФЛ), назначив по ним ставку 15 процентов. Но как позже выяснилось из сообщения пресс-службы вице-премьера, это была просто «игра слов». Сам господин Дворкин на следующее утро на вопрос одного из журналистов коротко бросил: «Я пошутил». Но при этом, он сказал, что в правительстве обсуждается вопрос о снижении НДС без повышения НДФЛ.