Найти в Дзене
GBC Team

Рентабельность проектов: что это и как рассчитать

Оглавление

Для оценки эффективности бизнеса используется множество критериев, но самым полезным является рентабельность проекта. Его расчет необходим как компаниям, которые уже давно работают на рынке, так и стартапам. Фактор рентабельности – ключевой финансовый показатель бизнеса во всех сферах экономики. Рассмотрим подробнее, что она собой представляет, и какие разновидности используются в практической жизни.

Рентабельность: что это такое

Рентабельность — это показатель эффективности экономики предприятия, который в элементарной форме рассчитывается как отношение прибыли к используемым активам бизнеса. Она демонстрирует, насколько хорошо компания использует конкретный экономический ресурс для получения дохода.

Фактически рентабельность – это зеркало успеха предприятия и его конкретных действий на рынке. Данный фактор используется во многих мероприятиях:

  • прогнозирование прибыли;
  • сравнение бизнеса с конкурентами;
  • прогнозирование доходности инвестиций;
  • потенциальная продажа предприятия.

Важно: рентабельность и эффективность проекта связаны количественно. Связь выражается в процентах. Это коэффициент, на основе которого можно судить по эффективности работы отдельно взятой компании.

-2

Факторы, влияющие на рентабельность

Максимизация рентабельности возможна только тогда, когда руководство компании понимает, от каких факторов зависит данный показатель. Условно можно разделить все влияющие условия на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • законодательство;
  • экономика региона и страны в целом;
  • платежеспособность населения;
  • наличие санкций;
  • расположение бизнеса;
  • конкуренция.

К внутренним факторам можно отнести:

  • капитал;
  • кадровый потенциал;
  • производительность;
  • маркетинг;
  • ценообразование;
  • техобеспечение;
  • логистика.

Все перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на рентабельность. Порой отследить, насколько сильно изменится эффективность бизнеса в зависимости от конкретного обстоятельства, не представляется возможным — все экономические события чрезвычайно переплетены друг с другом. Тем не менее, можно решить проблему, как рассчитать рентабельность проекта по отдельно взятому фактору.

Основные критерии рентабельности проектов

Есть несколько ключевых показателей рентабельности — в зависимости от того, какой именно экономический ресурс оценивается. Рассмотрим наиболее популярные типы по отдельности.

Продажи

Рентабельность продаж (ROS) – фактор, который на практике также называется «нормой прибыли». Он отражает, сколько дохода получает предприятие с осуществляемых продаж – его можно использовать для того, чтобы определить долю чистой прибыли во всей выручке от деятельности.

На рентабельность продаж влияют следующие компоненты:

  • Выручка. Какая в целом сумма была получена в результате оказания услуг (формула: расходы + прибыль).
  • Расходы. Существуют производственные, административные, коммерческие и иные виды расходов, которые напрямую влияют на рентабельность продаж.

Данный показатель используют для определения успешного развития бизнеса. Если чистая средняя рентабельность проекта превышает 30%, то она считается сверхприбыльной, если от 20%, то высокорентабельной. Средние значения по рынку – от 5 до 20%.

Важно: так как прибыль имеет несколько видов, то и рентабельность продаж можно рассчитывать в зависимости от того, что конкретно хочет определить бизнес. Возможны расчеты как по маржинальной (оценка переменных расходов), так и по операционной (эффективность траты ресурсов) или чистой прибыли (оценка привлекательности бизнеса в целом).

Персонал

Рентабельность персонала (ROL) позволяет определить, насколько эффективно бизнес использует кадровые ресурсы. Если раньше компании делали ставку только на прибыль, то теперь стало ясно, что штат оказывает непосредственное влияние на другие экономические показатели – важно грамотно распределять имеющиеся трудовые резервы.

На рентабельность персонала в первую очередь влияет численность штата и его квалификация. Компетенция, однако, является качественным, а не количественным параметром – в расчете она не используется.

Можно проводить расчеты показателей рентабельности как по всему количеству работников, так и по отдельно взятому сотруднику. Это позволит определить экономический вклад каждого специалиста в общее дело.

Рентабельность персонала рассчитывается, когда нужно оценить, насколько хорошо предприятие использует имеющиеся трудовые ресурсы в своей работе. Ориентир – прибыль. Чем больше дохода получает бизнес при меньшем количестве кадров, тем выше будет рентабельность.

Активы

Рентабельность активов (ROA) показывает, какую конкретно прибыль приносят компании основные средства производства:

  • оборудование;
  • недвижимость;
  • транспорт;
  • иные активы, задействованные в производстве продукта.

Если показатель низок, то это – сигнал о плохом применении имеющихся средств. Активы не используются на 100%, что одновременно говорит как о скрытом потенциале, так и о недостатках текущего управления. В соответствии с выявленными нюансами бизнес получает возможность принимать оперативные решения.

Расчет рентабельности проекта в отношении активов позволяет внедрять новые технологии и модернизировать текущие средства производства. На его основе руководство принимает решение, стоит ли закупать дополнительные мощности, или необходимо отказаться от лишних ресурсов.

Важно: нерентабельный актив практически всегда можно превратить в рентабельный. Для этого необходима переоценка существующих средств производства и их введение в эксплуатацию. К примеру, простаивающее оборудование, которое ничего не производит, после начала работы становится рентабельным.

Оборот

Рентабельность оборотных активов (RCA) — показатель, который демонстрирует, насколько эффективно предприятие использует расходуемые оборотные средства:

  • материалы;
  • складские ресурсы;
  • сырье.

Речь идет про компоненты, которые применяются для непосредственного производства продукции — они исчезают из оборота по мере изготовления новых товаров или услуг. RCA зависит в первую очередь от стоимости используемых оборотных средств. Рассчитывается коэффициент в зависимости от получаемой чистой прибыли.

коэффициент в зависимости от получаемой чистой прибыли.

Инвестиции

Рентабельность инвестиций (ROI) — параметр, который отражает эффективность использования любых вложений в бизнес. Ими могут быть:

  • банковские вклады;
  • биржевые активы;
  • другие виды инвестирования в предприятие.

ROI зависит от стоимости инвестиций. Чем больше прибыли получает организация при меньшем количестве вложений, тем выше показатель рентабельности проекта.

Важно: не следует путать инвестиции с капиталом. Первые представляют собой вложения извне, в то время как капитал отражает внутреннюю ценность компании.

Следующий важный вопрос — как рассчитать рентабельность проекта.

-3

Рассчитываем проектную рентабельность: формулы

Для расчета каждого типа следует руководствоваться следующими формулами рентабельности:

  • ROS = (Прибыль/Выручка) * 100%
  • ROI = (Прибыль/Средняя численность персонала) * 100%
  • ROA = (Прибыль/Стоимость балансовых активов) * 100%
  • RCA = (Прибыль/Стоимость оборотных активов) * 100%
  • ROI = (Прибыль/Стоимость инвестиций) * 100%

Таким образом, параметр сильно связан с прибылью — она неизменно выступает числителем в дроби, в то время как зависимый фактор — знаменателем. Перед тем, как посчитать рентабельность проекта, важно сначала измерить доход организации.

Порог

Крайне важным показателем в экономике предприятия является порог рентабельности бизнес-проекта — минимально возможная выручка, которая способна покрыть существующие расходы. Иными словами, это аналог точки безубыточности. Достижение порога — жизненно необходимая задача для любого бизнеса. Если компания переступила его, значит она стала получать прибыль и перестала уходить в ноль.

С помощью расчетов порога рентабельности можно заниматься планированием выпуска продукции и других действий на рынке. Данный показатель является ориентиром — что конкретно нужно сделать, чтобы не терпеть убытки.

Формула для расчета порога рентабельности выглядит следующим образом: (ПР / (Выручка - ПеР)) * 100%. ПР — это постоянные расходы проекта на производство, которые не меняются при изменении объемов создаваемого продукта. К ним можно отнести:

  • кредиты;
  • зарплаты;
  • аренду;
  • налоги.

ПеР, или переменные расходы, напротив, зависят от количества и интенсивности выпускаемых продуктов. Примеры таких затрат:

  • электроэнергия;
  • покупка расходников;
  • доставка материалов;
  • расходы на транспорт.

Область применения порога рентабельности бизнеса обширна. Его рассчитывают, когда необходимо принять одно из следующих решений:

  • оценка платежеспособности бизнеса;
  • оценка финансовой стабильности компании;
  • необходимо ли расширение производства;
  • определение точки безубыточности.

Важно: порог также используется для изменения текущей стратегии работы организации и ее адаптации под новые условия рынка. Его расчет — регулярный и постоянный процесс.

Повышаем проектную рентабельность: автоматизация бизнес-процессов

С глобальной точки зрения, уровень рентабельности проекта можно оптимизировать двумя способами: либо сократить имеющиеся расходы, либо увеличить прибыль. Как именно достичь указанных действий — есть десятки различных вариантов. Примеры:

  • увеличить статьи доходов;
  • улучшить качество продукции;
  • ликвидировать утечки;
  • оптимизировать расходы;
  • автоматизировать бизнес-процессы.

Универсальным решением является внедрение CRM для оптимизации и автоматизации процессов в управлении проектами. Полностью интегрированная система позволяет ощутимо увеличить рентабельность бизнеса. CRM — инструмент, который:

  • облегчает управление всеми ресурсами бизнеса, в особенности персоналом;
  • повышает производительность в сфере продаж и обслуживания;
  • увеличивает скорость внутриорганизационного взаимодействия (между отделами и сотрудниками);
  • сводит к нулю необходимость проводить множество рутинных операций.

Конкретные преимущества от внедрения CRM-системы в контексте рентабельности:

  • Автоматизация по сбору, хранению и пополнению клиентской базы. Это позволяет анализировать сведения о клиентах и повысить эффективность работы менеджеров.
  • Быстрый отклик. Система быстро реагирует на потребности клиентской базы, направляя все запросы управляющему персоналу.
  • Новые каналы для взаимодействия. Для сотрудников создаются свои площадки, где они могут работать друг с другом в онлайн-режиме, что значительно оптимизирует время и повышает прозрачность их работы.
  • Автоматизация рутины. Контроль каждого этапа обслуживания позволяет вести заказчика по заранее созданной воронке продаж.
  • Акцент на результативность. CRM позволяет отслеживать эффективность отдельно взятого сотрудника. С помощью системы поощрений можно существенно увеличить рентабельность по персоналу.
-4

Отдельного внимания заслуживают возможности CRM в оптимизации подсчетов рентабельности проектов. Вместо того, чтобы каждый раз вручную высчитывать показатели, всю рутину можно доверить сервисы с отработанным функционалом. Кроме того, для менеджмента также открывается возможность составлять статистику по рентабельности конкретного показателя — с помощью наглядных графиков можно наглядно проследить тенденции, которые существуют в работе бизнеса.

CRM-система — платформа, которая помогает организовать работу внутри компании, что уже на средней дистанции позволит заметно повлиять на рентабельность проекта в целом.