Мои бабушка и дедушка жили в деревне и, конечно, имели своё хозяйство. Корова всегда много давала в материальном плане. Недаром её в народе прозвали кормилицей. На деревенском столе постоянно были своё молоко, творог, сметана, масло. Мне всегда нравились бабушкины сырники. Они были маленькие, томились в чугуне, щедро сдобренные домашним сливочным маслом. Я никогда не видела, как бабушка их формировала, обжаривала ли. Тогда я не интересовалась этим. Сырники имели такой приятный сливочный вкус, что я их вспоминаю до сих пор. Бабушка передавала эти продукты и нам в город, но только до развода матери с отцом Так уж устроена жизнь.
Но время от времени я дедушку с бабушкой всё же навещала. Помню, что в один из моих приездов летом, помогала сушить сено. Один раз несколько часов кряду резали с бабушкой яблоки, а потом она их сушила. В деревне всегда было много работы.
Когда я была ещё совсем маленькая, у дедушки с бабушкой были и овцы. Но потом овец не стало. С возрастом стало тяжело держать много скота. Были свои куры.
Помню, как бабушка частенько готовила гоголь-моголь и пила его. Как я помню, у неё была больная щитовидка. С помощью гоголя-моголя она пыталась поддержать своё здоровье. Мой отец доставлял много проблем, и это не могло не сказаться на здоровье его родителей.
В 17 лет я встретилась с отцом в последний раз. Это произошло в деревне у бабушки с дедушкой. Он уехал жить на Украину, мы остались в России. Но об этом я расскажу в своих следующих статьях. А сейчас хочу вернуться к описанию деревенского быта в те года.
Конечно, ни о каких удобствах тогда речи не шло. Обычный деревянный туалет на улице. Мылись в бане, которую топили раз в неделю. У меня с самого детства были проблемы с сердцем, и горячие бани я не очень хорошо переносила. Помню, такая слабость накатывалась после мытья. Поэтому я ходила в баню уже немного остывшую.
Помню, где располагались грядки. Однако на работу в огороде меня не привлекали. А ещё помню, где росла груша.
Она была видна даже с крыльца дома. Груши были вкусные, и я их много ела. Зато, наверное, мне это плодовое дерево и запомнилось. В тот год бабушка меня спросила, хочу ли я взять груш домой. Я хотела взять, но почему-то постеснялась и сказала, что нет. И бабушка продала груши соседке. Помню, как соседка снимала их с дерева. По другую сторону дома был яблоневый сад. Кроме яблонь там ничего не росло. Трава вокруг яблонь скашивалась.
Моя бабушка подрабатывала в сельской школе. Она совмещала две должности: повара и технички. Бабушка готовила дома и в кастрюле относила еду в школу детям. Сейчас мне было бы интересно, что там было в той кастрюле. Но в пору моего детства были совсем другие интересы.
В той же деревне жил двоюродный брат моего отца. У него было двое детей, мои троюродные брат и сестра. Брат был немного старше меня, а сестра немного младше. Когда я приезжала в деревню, то дружила именно с этими детьми. Их мама всегда с добротой меня принимала. Несколько лет назад я встретилась с этой своей сестрёнкой. Но прошло столько времени, и такой встречи как в детстве у нас не получилось. Река жизни течёт только вперёд, назад возврата нет.
Мало я знаю о родственниках со стороны отца, не у кого о них расспросить. Хотя бы оставлю своим потомкам те крохи, которые мне известны.