Найти тему
Газета Солидарность

Турбулентное будущее: грозит ли нам технологическая безработица и как на этот вызов реагирует рынок труда?

Фото: avtovolgograda.ru
Фото: avtovolgograda.ru

Технологическая безработица - новый термин, о котором все чаще говорят эксперты в сфере труда и социальных отношений. Процесс связан не только с распространением технологий, вытесняющих труд человека, но и с изменением содержания профессий. Какие специальности под угрозой в первую очередь, а кто будет востребован? К чему готовиться профсоюзам, как выстраивать стратегию защиты прав трудящихся и не превратиться в луддитов? “Солидарность” собрала мнения экспертов.

ЗОНА РИСКА

Цифровизация, роботизация, развитие искусственного интеллекта, связанная с этим необходимость переподготовки кадров - сегодня это основные тенденции, которые определяют развитие рынка труда и трудовых отношений в целом. Об этом, в числе прочего, говорили на осенней Всероссийской неделе охраны труда в Сочи, и специалисты констатировали важные тенденции. Было отмечено, что, во-первых, усиливается конкуренция за квалифицированный персонал. Во-вторых - происходит изменение профессий, связанных с взрывным развитием технологий, что в долгосрочной перспективе окажет влияние не только на людей, занятых в той или иной сфере, но и на общество в целом. Так, развитие систем искусственного интеллекта уже влияет на области, которые традиционно считались вотчиной специалистов высокого уровня.

- Совсем недавно была опубликована очередная модель ИИ, который может переводить видео на любой язык. И не только переводить, но и синхронизировать движения губ с текстом дубляжа, - рассказывает эксперт в сфере образования Анна Шрайбер. - Очевидно, что такая технология будет развиваться в сторону синхронного перевода видео на онлайн-конференциях. То есть уже скоро не нужен будет переводчик или сотрудник с нужной языковой компетенцией. Представители разных стран будут просто устанавливать между собой видеосвязь и говорить каждый на родном языке, а слышать собеседника уже в переводе.

Выглядит отлично, но стоит задуматься о том, что каждая технология, тем более каждый сервис (например, онлайн-переводчик) имеет конкретных владельцев, соблюдающих исключительно свои интересы. Так что не очень понятно, откуда взялась уверенность, что перевод с одного языка на другой будет осуществлен беспристрастно. Думаем, уместно выразить определенный скепсис по поводу того, что хозяева мегакорпораций будут поощрять корректный перевод, допустим, лозунга “Пролетарии всех стран - объединяйтесь!”.

Вообще многие специалисты считают, что в зоне риска находятся как раз профессии в самом широком смысле творческие, и подтверждений тому немало. Недавно нейросеть “Яндекса” успешно сдала ЕГЭ по литературе, набрав проходной балл для поступления в вуз. Причем - включая творческое задание (здесь уместно задуматься о параметрах экзамена, но это тема отдельного разговора).

А, например, член генсовета “Деловой России”, гендиректор АО “Первая Группа” Алексей Порошин считает, что “под угрозой исчезновения инженерная профессия”, а также “синие воротнички”, как обобщенно называют квалифицированных рабочих.

Между тем основатель агентства финансовых директоров “Финсовет” Николай Ившин, напротив, думает, что “в ближайшем будущем будут очень нужны люди технического профиля. Но их коснется “переформатирование”: технари перейдут в разряд конструкторов, займутся, по сути, творческой работой”.

Надо сказать, что в дискуссиях вокруг высоких технологий упор часто делается на вопросе, вытеснит или нет искусственный интеллект человека из сферы творческих профессий. А вот специалисты, которые активно занимаются трудовыми отношениями, акцентируют внимание на других изменениях. Так, Алексей Порошин подмечает важный момент:

- Высокие технологии замещают людей только тогда, когда это дешевле, и в компаниях всегда будут востребованы квалифицированные кадры. Поэтому на нынешней стадии развития ИИ ставит под угрозу профессии сектора услуг.

Схожего мнения придерживается и доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Тарасова:

- С развитием технологий, искусственного интеллекта и сетевых решений явное сокращение, увы, ждет такие профессии, как водители, кассиры, туристические работники, переводчики, райтеры, разного рода секьюрити и контролеры…

Но сводить изменение “рабочего ландшафта” к какой-то одной тенденции нельзя. Происходит комплекс изменений, и процесс этот постоянно развивается:

- В целом в последние десятилетия происходит поляризация рынка труда: ценятся высококвалифицированные специалисты и работники, как ни парадоксально, невысокой квалификации, часто - нелегкого физического труда, - говорит директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. И добавляет: - Многие профессии, которые, по прогнозам, должны были покинуть этот мир (курьер, водитель, грузчик), продолжают существовать. А число курьеров и, скажем, сиделок даже увеличивается.

Хотя изменяются и эти профессии: “Мы долгое время думали, что профессия почтальона умирает, а теперь их миллион: ходят, носят посылки из интернет-магазинов”, - говорят эксперты компании SuperJob.

Заметим, что поляризацию рынка труда, о которой говорит Татьяна Клячко, стоит считать наиболее существенной тенденцией этого рынка.

Вместе с тем буквально во всех областях в зоне риска технологической безработицы оказывается молодежь, а также люди с невысоким уровнем образования.

- В большей степени уязвимы специалисты начального и среднего уровня, - говорит руководитель направления инноваций hh.ru Никита Бугров.

В этой связи стоит вспомнить об одной из основных профсоюзных задач - повышении мотивированного членства, пополнении рядов. А возможно оно только в том случае, если будет “свежая кровь”, то есть трудовая молодежь, вовлеченная в профессиональную деятельность. Между тем, по данным МОТ, в 2021 году в мире безработных среди молодежи было уже 75,1 млн, что на 4,1 млн человек больше, чем в 2020 году, и почти на 8 млн - чем в 2019-м.

УРОК ГЕОГРАФИИ И ЗОНЫ СТАБИЛЬНОСТИ

По-разному технологическая безработица отражается не только на специальностях и возрастах, но и на регионах планеты. Так, Никита Бугров считает, что она “коснется развитых стран, которые наиболее активно внедряют в рабочие процессы технологии ИИ и генеративные нейросети”.

С этим согласна и Татьяна Клячко. Она подмечает факторы, характерные для ряда регионов:

- Технологическая безработица грозит развитым и быстро развивающимся, в том числе технологически, странам (Китаю, Индии), так как там современные технологии импортируются и внедряются достаточно быстро. В частности, с этим связана высокая молодежная безработица в Китае. Для Индии остро стоит проблема нехватки медицинского персонала: врачей, фельдшеров, медсестер критически не хватает. Кстати, это проблема очень многих стран.

Что касается России, специалисты отмечают ряд особенностей, которые делают ситуацию на рынке труда практически уникальной, в том числе относительно молодежной безработицы. В компании SuperJob отмечают: “Безработица в России находится на исторически минимальном уровне. Тут работают как краткосрочные, так и долгосрочные факторы. Долгосрочный фактор - демографическая яма как следствие низкой рождаемости в 90-е годы. Краткосрочные факторы - это дефицит рабочей силы на фоне пандемии коронавируса, частичной мобилизации и импортозамещения”.

А Ольга Тарасова указывает на своеобразие российской экономической ситуации, которая тоже влияет на структуру занятости:

- В нашей стране развитие “профессий будущего” непосредственно связано со структурой технологического и промышленного уклада, с преобладанием сырьевой (и перерабатывающей - в последнее время) промышленности. Очевидно, что в городах будут востребованы дистанционные и сетевые услуги - от торговли до медицины. Однако традиционные промышленные районы будут нуждаться в водителях, строителях, инженерах и представителях многих других рабочих и инженерных специальностей.

Другую важную особенность России подчеркивает Татьяна Клячко:

- Россия представляет собой стареющее общество. У нас мало молодежи и все больше становится пожилых. Поэтому горячими будут вопросы, связанные с персоналом в сфере здравоохранения, социальной защиты.

Кроме того, отмечает эксперт, “в последний год на рынке труда выявилась серьезная нехватка квалифицированных рабочих - если мы хотим провести реиндустриализацию, численность ребят, которых надо готовить по рабочим профессиям, должна увеличиваться”.

Остаются и “островки стабильности” в бурном море меняющихся профессий, хотя и тут в силу геополитических факторов происходят сдвиги:

- Традиционно будут востребованы профессии врача и педагога. Но здесь сложность состоит в том, что во многих регионах эти профессии не очень хорошо оплачиваются. Разворот на Восток и хрупкость цепочек поставок приведет к нарастанию потребности в специалистах по логистике, по восточным культурам, по национальному праву и устройству бизнеса таких стран, как Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, - размышляет Клячко.

Можно констатировать, что для России будет характерна неоднородность запросов рынка труда по регионам - при общем дефиците квалифицированных кадров.

Перед профсоюзами же остро встает задача усилить работу над тем, чтобы вернуть престиж рабочих профессий, причем буквально во всех областях экономики. Уже сейчас крупные предприятия, трудовые коллективы и профсоюзы делают многое и для преодоления сегодняшнего кадрового голода, и для подготовки квалифицированных кадров, отвечающих требованиям завтрашнего дня.

- Для решения кадровой проблемы крупные предприятия сотрудничают с вузами, колледжами, техникумами, отбирают талантливых ребят еще на стадии обучения. Некоторые возродили свои курсовые училища, готовят кадры, переобучают. Пытаемся привлекать кадры из других регионов России, - делится опытом председатель Российского профсоюза работников промышленности Андрей Чекменев.

ЦЕЛИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Несмотря на алармизм многих публичных “специалистов по всем вопросам”, которые ныне предрекают гибель человечества под пятой искусственного интеллекта, переход людей в “Матрицу” и прозябание в виртуальной реальности, серьезные специалисты относятся к происходящему довольно спокойно.

- Стоит помнить, что появление той или иной технологии редко сопровождалось резким или одномоментным высвобождением значимого числа представителей определенных профессий, - говорит Никита Бугров. - Это длительный процесс нескольких лет или даже десятилетий. За этот срок происходит гармонизация как обучения, так и рынка труда.

- Пока никакого существенного сдвига ни в профессиях среднего уровня, ни в профессиях высшего уровня не произошло, - считает и Татьяна Клячко.

Однако необходимость подготовиться к грядущим изменениям никто не отрицает. И если присмотреться к тому, какие навыки эксперты считают наиболее востребованными, выясняется интересная вещь: это базовые навыки разумного человека, стремящегося к самообразованию.

- Необходимы высокая концентрация внимания и гибкость разума, - говорит Алексей Порошин.

- Сейчас в тренде специалисты с широким спектром навыков, а не с узкой экспертизой в одной области. И это связано не только с тем, что работодатели предпочитают иметь возможность использовать одного специалиста для решения нескольких задач одновременно, - добавляет Никита Бугров. И подчеркивает: - Из этого вытекает еще один востребованный навык - способность к саморазвитию, или быстрая обучаемость.

Кстати, важный фактор, о котором редко говорят применительно к профессиональной деятельности, подметил Алексей Порошин:

- Необходимо быть физически развитыми, поскольку с каждым поколением человечество встречается с ростом нагрузки, преимущественно психической. Постоянная работа на пределе требует высокой выносливости.

Именно эта область - контроль за нагрузкой не только физической, но и психологической (и чем дальше, тем больше) - также становится все более приоритетной для профсоюзных специалистов. И, кстати, требует тех же навыков, что и любая профессиональная деятельность в прекрасном мире нашего будущего, - непрерывной учебы.

Максим Макаренков, корреспондент газеты "Солидарность"