Пожалуй, больше других участников Мамаева побоища от современного мифотворчества пострадали Пересвет и Ослябя. Кто-то обзовет их родными братьями, кто-то похоронит обоих на поле битвы, а кто-то скажет, что «все русские монахи в то время были обученными воинами»
Самая фантастическая история появилась, видимо, для того, чтобы подчеркнуть значимость поединка перед сражением. В ней Челубей — противник русского богатыря Пересвета — предстает тибетским монахом-воином.
«Монастырь ваш — Россия!»
Бурную реакцию современников вызвало сочинение Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Там Гоголь, защищая Русскую православную церковь от несправедливых нападок, говорит о русских иноках, которые, вопреки принципиальному христианскому миролюбию, вышли на битву и погибли на Куликовом поле. Великий русский писатель очень четко расставил здесь акценты, говоря о памятном в веках вкладе церкви в победу в Мамаевом побоище. Он предлагает подумать над тем, а была бы вообще эта победа, если бы не подвижничество, яркое служение трех наших митрополитов — Петра, Феогноста, Алексия, если бы не благословение Сергия Радонежского? Нет. Вот и Пересвет и Ослябя — по крайней мере, так говорит нам «Житие Сергия Радонежского» — это избранники князя Дмитрия. Он, посетив обитель игу мена, попросил его отправить двух этих иноков в войско: не только как умелых воинов, но и как символ того, что церковь — с нами.
Быть с народом в час испытаний
Стоустая молва шла тогда о пророчествах Сергия Радонежского. И Русь быстро узнала, что игумен отправил на поле брани двух иноков, вручив им нетленное оружие — схиму. Безусловно, здесь нужно говорить о том, что церковь тем самым сделала выбор: мирное соседствование с иноверцами, захватчиками, олицетворявшими зло, или — вызов, сражение, бой. И послушные не только игумену, но и собственному воинскому опыту и русскому сердцу иноки вышли на Куликово поле сентябрьским утром 1380 года. Они уже давно вросли в это войско — так, у Осляби служил в разведке сын Яков.
Русские люди объединились, чтобы дать отпор вековому врагу
Иноку Пересвету суждено будет окропить своей кровью поле, погибнуть здесь. Великий выбор: быть с народом в час испытаний, в момент, как сейчас сказали бы, угрозы суверенитету, а тогда — русской надежде на возрождение страны. И этот выбор был сделан. И не суть важно, монахи это были или простые посадские люди: русские люди объединились, чтобы дать отпор вековому врагу.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Подписывайтесь на наш канал здесь.
📩НАШ TELEGRAM
Читайте также:
Распоряжение Александра I о возведении памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле
Что писал Иван Бунин о Куликовской битве
Куликовская битва была в Москве: версия альтернативных историков