По легенде, Куликовская битва началась с поединка татарина Челубея (Темир-бея) с иноком-богатырем Александром Пересветом. В литературных источниках имеется достаточное количество подробностей одного из самых ярких эпизодов сражения.
Печенег по происхождению, мурза Челубей был настоящим исполином и превосходил Пересвета в силе и росте. Для копейного поединка с русским богатырем он выбрал копье на метр длиннее обычного. Первый удар нанес золотоордынец, и пронзил своим копьем монаха насквозь. Но Пересвет не только удержался в седле, но и нанес ответный смертельный удар противнику. Раненый Пересвет смог доехать до своего войска, после чего скончался.
Конечно, в описании поединка двух воинов много различных литературных приемов, в том числе преувеличений, подчеркивающих значимость этого поединка. Был или не был поединок Пересвета с Челубеем - одного из самых ярких моментов Куликовской битвы - на самом деле?
Александр Пересвет – брянский и московский боярин, принявший постриг. Факт существования этого персонажа Мамаева побоища у историков не вызывает сомнения. Пространная летописная повесть о Куликовской битве, перечисляя убитых в бою князей, московских бояр и воевод, называет его имя с оговоркой: «Бывъ преже бояринъ Дьбряньскыи». Фигурирует Пересвет и в «Задонщине»: «Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехомъ посвечиваше». Известно не только место гибели Пересвета в сражении, но и место его захоронения: после битвы на Дону брат во Христе Ослябя привез его тело в Москву и похоронил в старом Симонове монастыре.
Однако сам поединок двух воинов перед Куликовской битвой описывается только в одном письменном источнике, дошедшем до наших дней, - «Сказании о Мамаевом побоище»:
Выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его куколь, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
Текст «Задонщины» противоречит «Сказанию…»:
Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу.
В «Задонщине» не только нет описания поединка, но и указывается на то, что Пересвет участвовал в сражении.
Не проясняет ситуацию и поиск исторических аналогий. С одной стороны, есть битва на Ворскле, где в 1399 году литовский воин Сырокомля одержал победу над ханским мурзой – также в поединке перед самой битвой. С другой стороны, традиции поединков перед большим сражением ни на Руси, ни в Золотой Орде не было.
Ряд историков считает, что бой, описанный в «Сказании…» - не что иное, как художественный приём, красивый вымысел. Тем не менее, заслуга Александра Пересвета, как воина и как участника Куликовской битвы – велика, иначе он не нашел бы отражения в памяти народа.
Чтобы не пропустить следующие материалы про Куликовскую битву, подписывайтесь на наш канал здесь.
Читайте также:
Куликовская битва: ход сражения