Статья про то, как быть точно не должно.
Все довольные взаимодействием со специалистом родители — довольны одинаково, каждый, кто недоволен — недоволен по-своему. Поэтому пишу на основании личного опыта.
Напишу о том, на что стоит обратить внимание взаимодействуя с АВА-терапистом, куратором и супервизором.
АВА-терапист
Он же АВА-инструктор. Специалист, который непосредственно работает с ребёнком в соответствии с поведенческой программой.
После постановки сыну диагноза аутизм мне порекомендовали психолога из коррекционного детского сада, которая в том числе называла себя и АВА-специалистом. Ну раз называла, значит, достойна быть упомянутой в данной статье.
В своей работе она использовала поощрения (мыльные пузыри), визуальное расписание и разные обучающие/развивающие пособия.
Мы проходили к ней полгода по два раза в неделю. С каждым разом занятия проходили всё хуже. В какой-то момент я поняла, что если всё оставить как есть, то у сына сформируется негативное отношение к любым занятиям, а не только с этой тётей.
На что обратить внимание🚩
Ребёнок неуспешен
Из занятия в занятие специалист говорила мне, что планировала пройти сегодня такие-то темы, а по факту они ничего не успели. Потому что...
Ребёнок регулярно демонстрирует на занятиях нежелательное поведение
Нет согласованных целей вмешательства
Отсутствие согласованных со мной, как с родителем, краткосрочных целей от занятий и отсутствие фиксации того как ребёнок по ним продвигается.
Если специалист во время занятия не собирает данные, то это не АВА.
Поведенческая ригидность специалиста
Проведение занятий по какому-то своему плану даже при условии того, что они проходят нерезультативно. Ожидается, что это ребёнок однажды должен привыкнуть и смириться.
-------
После такого знакомства я решила попробовать обратиться в специализированный коррекционный центр, на базе которого, в том числе, проводили и занятия АВА.
Куратор
Специалист, который составляет поведенческую программу для ребёнка, контролирует как АВА-терапист взаимодействует с ребёнком и реализовывает данную программу, отслеживает продвижение ребёнка по программе и в случае необходимости корректирует программу вмешательства.
В центре было два АВА-тераписта и один куратор поведенческих программ. Желая сделать всё по уму я заказала для сына разработку программы поведенческого вмешательства.
На что обратить внимание🚩
Ощущение халтуры
Та первая программа для сына состояла из двадцати листов. Внушительный документ за нормальные деньги. Документ, в котором я то и дело натыкалась на то, что вместо слова "мальчик" было написано слово "девочка". То есть это были шаблоны протоколов, в которых потрудились лишь заменить слово "девочка" на слово "мальчик" и то не во всех местах.
Программа и протоколы пишутся индивидуально под конкретного ребёнка с учётом всех его особенностей, заморочек и дефицитов.
Избыточный объём программы
Можно хорошо продать внушительную программу о двадцати листах, но реализовывать её невозможно. Тераписты центра не очень понимали какие протоколы в приоритете и работали над протоколами по своему выбору.
Отсутствие в программе целей, которые имеют существенное значение для жизни ребёнка и всей семьи
- Сын не ел твёрдую пищу (не жевал), что было источником постоянных проблем с пищеварением.
- Убегал на улице.
- Постоянно зависал в своих самостимуляциях.
- Я не понимала как его возможно социализировать на базе детского сада.
Программа же целиком состояла из протоколов, направленных на развитие речи, графомоторной имитации и счёт.
АВА-терапия это, в первую очередь, про изменение таких видов поведения человека, которые имеют существенное значение для его жизни в обществе.
Отсутствие в программе этапа по установлению сотрудничества
Лучшие программы поведенческого вмешательства отводят процессу отождествления специалиста с удовольствиями и поощрениями примерно 75% от всего времени общения с ребёнком.
75% — это три четверти. Это три четверти удовольствий и радости и лишь одна четверть требований.
Называется этот этап — установление сотрудничества.
Потому что, как говориться, "Лучше день потерять, потом за пять минут долететь".
Но! Сюрприз!
- Родители не обладают этим качеством просто по факту своего родительства.
- Учителя и тераписты не обладают этим свойством просто по факту своего положения.
Установление сотрудничества с ребёнком в самом начале вмешательства это супер-важно и этот этап надо специально планировать. Если это не делается — значит, что-то тут не так.
--------
Через несколько месяцев вся эта команда АВА-специалистов распалась и мы ушли из центра.
Супервизор
Поведенческий аналитик. Специалист высокой профессиональной квалификации в области прикладного анализа поведения, имеющий солидный опыт работы в этой сфере.
На самом деле свой опыт взаимодействия с супервизорами я могу назвать успешным за исключением одного случая, который до сих пор не поддаётся моему осмыслению.
Речь пойдёт о специалисте, которая супервизировала работу куратора ресурсного класса в школе. То есть важно, что это был супервизор не класса, а данного конкретного специалиста — к вопросу о том, что фраза "работаю под супервизией" ещё ничего не гарантирует.
На что обратить внимание🚩
Редкие супервизии. Отсутствие чёткого графика супервизий
На протяжении нескольких месяцев супервизор не могла выделить в своём плотном графике время на встречу.
У сына были серьёзные проблемы с поведением в школе. Я была готова работать в сотрудничестве с данным супервизором и оплачивать её консультации для команды школьных педагогов, но мне всё время говорили, что она пока занята.
Родителю отказывают в праве присутствовать на супервизии
Когда наконец дата и время долгожданной супервизии были согласованы я попросила у куратора разрешения присутствовать на встрече и... мне отказали. Тогда я написала непосредственно самому супервизору и... мне не ответили.
Сразу уточню, что расходы куратора на эту супервизию были полностью оплачены мной. То есть я оплатила супервизию, на которой мне не разрешили присутствовать. Содержание встречи мне впоследствии пересказывала куратор.
Что это было, некорректное поведение куратора или супервизора — я не знаю. Но точно знаю, что так быть не должно.
--------
Школу мы в итоге поменяли. Это было очень трудное для меня решение. Подробности в статье:
Послесловие
Список красных флагов, предупреждающих о некорректной работе специалиста, который я привела в данной статье, неполный.
Если вы столкнулись в своей практике с чем-то странным/непонятным, поделитесь своим опытом в комментариях. Это будет очень полезно.
❗Означает ли всё вышеперечисленное, что АВА-специалисты это псевдо-педагоги, занимающиеся выкачиванием из бедных родителей денег? НЕТ!
💯Означает ли всё вышеперечисленное, что родители должны разбираться в том как должна выглядеть качественная АВА-услуга? ДА!
Давайте вместе менять стереотипы об АВА и распространять проверенную информацию.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍
#ава-терапия #прикладнойанализповедения #аутизм