В любой современной лаборатории существует обследование под названием «госпитальный профиль».
Это набор показателей, который требуется пациенту для поступления в хирургический стационар.
И однажды у молодого мужчины, готовящегося к операции, пришел положительный RPR (это современный аналог RW, реакции Вассермана).
Тут важно понимать, что этот показатель приходит ложноположительным в огромном количестве случаев, и причин тому - масса: нарушения липидного обмена, аутоиммунные, онкологические и даже воспалительные процессы, алкоголь, подагра, понос, и это еще не весь список.
Поэтому пациенту был предложен проверочный тест, выявляющий антитела к бледной трепонеме.
Когда на следующее утро молодой человек увидел в своем бланке «результат сомнительный», его охватила паника. Какой, к черту, сифилис, откуда?
Что ж, в этой ситуации оставалось только одно: сдать максимально «тонкий» иммуноблот.
Он, конечно, сдал.
Потянулись мучительные четверо суток, после чего снова пришло мерзкое «сомнительно», которое лаборатория дополнила стандартной рекомендацией пересдать кровь через 10-14 дней.
А драма состояла в том, что их не было.
Жена пациента, находящаяся на 36-й неделе беременности, лежала на сохранении. (Поэтому, собственно, и было решено воспользоваться моментом и удалить давно ждущую своего часа варикозно расширенную вену, чтоб потом не оставлять жену с ребенком одну).
То есть проблема вставала не просто остро, а натурально катастрофически.
Супруга пациента, узнав новости, рассказала обо всём своему врачу, и ей тоже назначили антитела к бледной трепонеме.
К её вящему ужасу, тест пришел положительный.
Ни в начале беременности, ни непосредственно перед госпитализацией никаких антитрепонемных антител не было и в помине.
Ситуация зашла в опасный тупик.
Но тут надо сделать вот какое уточнение.
Все акушеры-гинекологи прекрасно знают о том, что за пару-тройку недель до родов у женщин поголовно случаются ложноположительные реакции на сифилис. Почему - загадка, но факт остается фактом. Паниковать по этому поводу не принято, потому что где-то через месяц наступает негативация серологических реакций. Главное - пересдать и убедиться, что все в порядке.
И все это было бы прекрасно, только у супруга-то была реально непонятная ситуация.
Врачу требовалось быстро принять тяжелое решение.
С одной стороны, противосифилитическая терапия нанесет однозначный вред плоду. Медлить же - тоже опасно: если это действительно сифилис, то раннее начало лечения позволит избежать формирования грозных осложнений и даже гибели ребенка.
Супруги меж тем не просто поссорились, а разругались вдрызг.
Женщина со всей ясностью понимала, что к чему, потому что лично она не имела ни одного полового контакта на стороне.
Муж, в свою очередь, тоже не понимал, что происходит, потому что за время супружества жене тоже не изменял.
Корень зла был найден в ходе перетряхивания анамнеза. Подтвердился самый редкий вариант из всех тех, что могут вызвать ложноположительную реакцию.
Но благодаря родителям будущего папаши все заложники ситуации смогли выдохнуть с облегчением.
Много лет назад, когда наш пациент был ребенком, он с родителями 2 года жил в одной из стран экваториальной Африки, где подхватил местное заболевание пинту. Это несифилитический трепонематоз, вызываемый ближайшим родственником бледной трепонемы.
Врач при посольстве видел это заболевание тысячу раз, диагноз трудностей не представлял, и поэтому быстро были приняты меры в виде антибиотикотерапии.
Ситуация благополучно разрешилась, не оставив осложнений.
Однако носительство возбудителя осталось. И у перенесших пинту оно всю оставшуюся жизнь будет провоцировать перекрестные реакции с антигеном бледной трепонемы.
И по традиции: