Когда говорят о Григории Потёмкине, вспоминают прежде всего, что он был фаворитом императрицы Екатерины II, и его «Потемкинские деревни». И почему-то уходят на второй план его огромные заслуги перед Россией. А ведь он был создателем Черноморского флота, одним из инициаторов присоединения к Российской империи Северного Причерноморья, при непосредственном его участии в состав империи вошёл Крым, основаны города Севастополь, Херсон, Николаев, Екатеринослав (Днепр).
Несостоявшийся ученый
Будущий светлейший князь и генерал-фельдмаршал родился 25 сентября 1739 года в деревне Чижово, в семье смоленского дворянина. Его отец, бывший драгунский офицер, майор Александр Васильевич Потёмкин, выделялся тягой к выпивке и буйным нравом. Его жесткое воспитание сын испытал с самого детства. Хотя недолго. Отец умер, когда Григорию было семь лет, и дальше его воспитанием занималась мать, Дарья Васильевна, которая обожала сына и стремилась дать ему лучшее, в том числе, и образование. Мать отличалась властным характером, что передалось и сыну.
Вместе с сыном мать уехала в Москву, где у Потёмкиных был свой дом. Влиятельные родственники помогли устроить маленького Гришу в гимназию при Московском университете, после которой, в 1755 году, он поступил и в сам университет. Учеба давалась легко, ведь Потемкин отличался феноменальной памятью. Его товарищи, развлекаясь, просили его на память пересказать указанную страницу из книги, которую Потемкин прочитал незадолго до этого, также с невероятной скоростью.
Уже через год юный Потемкин был награжден золотой медалью за успехи в науках, а в следующем, 1757 году, в числе 12 лучших студентов был отправлен в Петербург и представлен императрице Елизавете Петровне.
Несмотря на явные успехи в изучении наук, в начале 1760 года он, неожиданно, был исключён из университета с формулировкой за «леность и нехождение в классы». И это человек, который, по воспоминаниям первого переводчика «Илиады» Е.И. Кострова, за неделю прочитал несколько томов Естественной истории. Настоящие причины исключения Потемкина неизвестны, но некоторые его биографы считают, что произошел конфликт с администрацией.
Поэтому научная карьера Потемкина на этом закончилась, и он решил строить военную. Ведь он, как и положено дворянину, заочно числился рейтаром в конной гвардии. К тому же в 1761 он был уже, ни разу не побывав в полку, произведен в вахмистры.
Начало военной карьеры и участие в дворцовом перевороте
Потемкин наконец явился на службу. Он имел очень видную внешность: рост около двух метров (данные разнятся, от 185 до 203 см) и довольно красив, офицерский мундир сидел на нем превосходно. И его, такого бравого красавца, определили в ординарцы к полковнику Конной гвардии, генерал-фельдмаршалу, его высочеству принцу Георгу Людвигу, герцогу Шлезвиг-Гольштейнскому, который приходился двоюродным дядей императору Петру III и родным дядей Екатерине II.
Молодой красавец принял активное участие в дворцовом перевороте, приведшем к власти Екатерину II, и привлек внимание императрицы. Затмить Григория Орлова тогда ему не удалось, но Екатерина заметила его и запомнила. И хотя сослуживцы-вахмистры, помогавшие Екатерине, были произведены в корнеты, Потёмкин сразу стал подпоручиком гвардии, а вскоре - камер-юнкером двора и получил 10 тыс. рублей и 400 душ крестьян.
Потемкин оставался при дворе, и благодаря благосклонности Екатерины за семь лет он вырос от подпоручика до генерал-майора, появились новые регалии и новые деньги. Но дворцовая служба начала его тяготить, его натура требовала большего, жаждала подвигов и славы, и в 1769 году Григорий Потёмкин отправился на русско-турецкую войну. Этому не помешало то, что к тому времени он уже потерял один глаз.
Как Потемкин лишился глаза
Исторические анекдоты утверждают, что случилось это не то во время драки, не то во время дуэли с Григорием Орловым. Естественно, произошло это из-за Екатерины. Но все было прозаичнее. Как вспоминали его родственники, по дороге из Петербурга в Москву Потемкин сильно простудился и у него на глазу вскочил «ячмень». Знахарь, к которому он обратился, сделал ему на глаз повязку с каким-то снадобьем. Вскоре началось сильное жжение, Потёмкин сорвал повязку, но было уже поздно – глаз он потерял.
Молодой красавец настолько расстроился, что удалился в деревню и даже подумывал уйти в монастырь. Но помешала императрица. На одном из приёмов она поинтересовалась, почему отсутствует Потёмкин. Пришлось затворнику вернуться ко двору.
Первая война Потемкина
На войне Потёмкин показал себя как довольно бездарный полководец, но при этом человек храбрый и мужественный. Он бесстрашно лез в пекло, не боялся рисковать собой, но при этом губил людей. Он отличился под Хотином, Фокшанах и в других битвах, разбил турок при Ольте, захватил много турецких судов.
Не прошло и года, как генерал-майор Потёмкин Григорий Александрович был награждён орденом Св. Георгия 3 степени.
Фаворит императрицы
В 1774 году Григорий Потёмкин вернулся в Петербург. К этому времени чувства Екатерины II к Григорию Орлову уже охладели, а появившаяся при императрице молодежь не могла соперничать с героем войны. Их личная переписка длилась уже пару лет, поэтому Григорий Александрович Потёмкин быстро становится для императрицы самым близким человеком. Иначе и быть не могло. Как описывали Потемкина современники, он
«…был прекрасный мущина; имел привлекательную наружность, приятную и острую физиономию, был пылок и в обществе любезен».
Очень быстро Потёмкин становится генерал-адъютантом, вице-президентом Военной коллегии, получает графский титул и, как писал прусский посланник,
«Потемкин сделался самым влиятельным лицом в России».
Как и полагалось фавориту императрицы, он поселился в апартаментах в Зимнем дворце, которые находились прямо под покоями императрицы.
Придворные шептались о новом фаворите императрицы, который был моложе ее на 10 лет:
«Ходит в шубе поверх халата, ночном колпаке и тапках на босу ногу. Мусор бросает прямо на пол да при встрече с министрами ногти грызёт».
Привычка грызть ногти действительно была характерна для Потемкина, над ней не раз подшучивала Екатерина. Она даже подарила ему изысканный фарфоровый сервиз, на котором велела сделать гравировку:
«Самому великому обкусывателю ногтей».
Тайное венчание и рождение дочери
Потемкин среди многочисленных фаворитов Екатерины занимал особенное место. Во-первых, он смог добился того, что так и не получилось у Григория Орлова. В июле 1774 года в небольшой церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне между императрицей Екатериной II и Григорием Потемкиным был заключен тайный брак. Екатерина приехала в церковь поздно вечером, в сопровождении своей подруги и камерфрау Марии Савишны Перекусихиной. Духовник уже ждал их. Также на венчании присутствовал племянник Потемкина А.Н. Самойлов, который держал венцы, и верный камергер императрицы Евграф Александрович Чертков, он также держал венцы.
Брак был морганатическим, то есть, не давал права ни Потёмкину, ни детям, рождённым в этом браке, претендовать на императорскую корону.
Через год, в июле 1775 года, у них даже родилась дочь Елизавета. Конечно, документальных подтверждений этому факту нет. Но есть косвенные. Предположительно, для родов, чтобы скрыть этот факт, Екатерина приехала в Москву. Девочка появилась на свет 13 июля 1775 года. В этот день у императрицы вдруг случилось расстройство желудка, и она весь день не выходила из своей спальни.
Девочка получила фамилию Темкина – в соответствии с традицией того времени, незаконнорожденному ребенку давали фамилию отца, но без первого слога: По-Темкина. Девочка воспитывалась у родственников Потёмкина, а когда она выросла и вышла замуж, ее сын звал Потемкина дедом.
Конечно, это не доказывает тот факт, что ее матерью была Екатерина. Но других версий у исследователей нет. А единственный аргумент, который приводится против материнства императрицы, тот, что ей в то время было уже 45 лет – старовата для родов. Но настолько ли весом этот аргумент?
Охлаждение отношений
Отношения Потемкина и Екатерины продлились всего два года. Потемкин тяготился ролью тайного мужа, его угнетало то, что он, человек сильной натуры, вынужден подчиняться не просто императрице, а своей женщине. Екатерина прекрасно понимала всю величину личности Потемкина, человека, задатки которого она сама развила, сделала крупным государственным деятелем. Она писала ему:
«Мы ссоримся о власти, а не о любви».
К тому же Потемкин сильно ревновал Екатерину, ей даже приходилось терпеть унижения. Они стали отдаляться, и к концу 1776 года их любовные отношения закончились. Но не закончились отношения дружеские. До самой своей смерти Потемкин оставался для Екатерины другом, а для государства - вторым человеком.
Судя по всему, быть вторым человеком в государстве устраивало амбициозного Потемкина больше, чем быть вторым человеком в семье. Чтобы не потерять своего статуса, в дальнейшем он даже сам подбирал Екатерине фаворитов. Подход был простой: молодой, смазливый, но недалекий.
Биограф Григория Потемкина, английский историк и писатель Саймон Джонатан Себаг-Монтефиоре, писал:
«Роман Потемкина и Екатерины II как будто закончился, но на самом деле он не завершался никогда. Он превратился в устойчивый брак. Супруги влюблялись и заводили себе любовников и любовниц, но их отношения между собой оставались для них важнее всего».
И действительно, Потемкин продолжал жить в Зимнем дворце, он входил к Екатерине без доклада, а очередной фаворит вынужден был не только терпеть его общество, но и удалиться по первому требованию.
Чтобы сгладить расставание, императрица также подарила своему тайному супругу Аничков дворец, а по ее просьбе император Иосиф II возвел Григория Потемкина в княжеское достоинство Священной Римской империи.
О государственной деятельности Григория Потемкина – в последующих публикациях.
Статьи по теме: