Мне часто задают вопросы: как вам сейчас оказывать юридические услуги, когда раньше вершили правосудие и имели иной - более высокий статус в юридической сфере? Не бьет ли это по самолюбию?
Ответ прост: замечательно, не бьет.
Сам по себе фактор власти в судебной деятельности никогда не являлся для меня определяющим в выборе профессии, и ею я никогда не упивался. Всегда понимал, что власть необходима судье лишь для поддержания порядка в судебном заседании и обеспечения возможности правильно рассмотреть дело.
Цена этой власти для многих несоизмеримо велика, так как всегда необходимо быть в постоянном напряжении на работе и в быту, чтобы не допустить ошибок при взаимодействии с людьми исходя из ограничений, накладываемых существованием особого статуса судьи.
И это правильно, поскольку, если поведение судьи не будет безупречным, люди ему просто не будут доверять.
Таким образом, множество обычных для всех людей благ судьям недоступно, что, безусловно, ограничивает их свободу.
Например, судья не может позволить себе шумно в общем зале ресторана отпраздновать свой день рождения или на другом торжественном мероприятии произнести легкомысленный тост в честь родственников и друзей, или допустить публично нецензурное выражение, или «ярко» отдохнуть на курорте, или опубликовать статьи на юридическую тематику без согласования с руководством и тд.
При этом я сознавал, что судья - это «юрист высшего класса».
Поэтому мой сознательный выбор стать судьей был обусловлен исключительно стремлением совершенствоваться в юридической профессии, и эта цель была достигнута.
Проработав первый год судьей, я попытался в процентном соотношении оценить уровень своих знаний и профессиональных навыков, полученных до работы судьей и в период данного года.
Несмотря на то, что до назначения на должность судьи я имел 2 высших юридических образования, непрерывный стаж работы более 5 лет на различных должностях государственной службы, уровень моей профессиональной подготовленности юриста я оценил всего в 1 процент, за год работы судьей - 99 процентов в общем объеме всех моих юридических навыков и знаний.
В ноябре 2016г. я повесил мантию на гвоздь.
Но тень судьи, как я называю опыт и навыки, полученные в период десятилетней работы судьей и заместителем председателя районного суда по гражданским делам, - преследует непрерывно.
Думаю, что эта тень всегда будет со мною, ведь нельзя, по аналогии со школой, разучиться читать, писать, считать, то есть утратить ценные юридические знания, получаемые непрерывно на протяжении 10 лет судопроизводства практически без выходных и отпусков по не менее 12 часов в сутки.
В чем это конкретно выражается и как влияет на мое взаимоотношение с людьми (потребителями юридических услуг)?
Как показывает практика, положительно.
1. Повышенная ответственность за результат работы.
Будучи судьей, я вынес тысячи судебных постановлений от имени государства, что накладывало запредельную ответственность за результат деятельности.
После завершения работы по осуществлению правосудия повышенная ответственность перед страной транспонировалась в точно такую же ответственность, но уже перед конкретным человеком (потребителем юридических услуг).
2. Глубокое знание обстоятельств дела, надлежащая оценка доказательств и возможность спрогнозировать итог рассмотрения дела в ходе юридической консультации.
Понимая какие факты входят в предмет доказывания по делу, и какими доказательствами подтверждается каждый из указанных фактов, путем скрупулезного изучения представленных клиентом документов и беседы с ним уже в ходе юридической консультации имеется возможность спрогнозировать результат рассмотрения дела.
Впоследствии применить конкретные правовые инструменты для достижения этого результата.
3. Оперативность при оказании юридических услуг.
Наряду с качеством, доступностью правосудия обеспечение его оперативности всегда озвучивалось судьям руководителями вышестоящих судебных инстанций как приоритетное направление правоприменительной деятельности.
Естественно, запредельная нагрузка как в суде, когда судьей в день рассматриваются десятки дел, теперь у меня отсутствует, поэтому качественные юридические услуги оказываются мною в кратчайшие сроки.
4. Умение составить правовые документы в понятном для судей формате.
При личном разрешении споров для меня были очевидны правильные формат и акценты в правовых документах, которые желали бы увидеть судьи с целью благоприятного исхода дела.
Указанный опыт используется мною и в настоящее время при оказании юридических услуг.
5. Возможность отстоять правовую позицию по делу в судебном заседании.
Принимая во внимание, что на протяжении многих лет мы с коллегами-судьями кулуарно общались «на одном языке», ежедневно обсуждая дела для устранения неясных и спорных вопросов, убедительное изложение и отстаивание правовой позиции по делу в судебном заседании в текущий период времени представляется закономерным.