Найти в Дзене
Думающая история

Герои очень мирной профессии

Оглавление

Книги во время Великой отечественной войны помогали взрослым сохранить человеческий облик, а детям – остаться детьми.

«Бойцы культурного фронта» – библиотекари – собирали и спасали эти книжные богатства, создавали дивизионные, полковые и даже ротные библиотеки, спасали литературный «золотой запас» в самое тяжелое для страны время.

По мере приближения врага к Москве и Ленинграду остро встал вопрос о спасении редких книг. Их стали готовить к эвакуации.

Чтобы спасти фонды от бомбардировок и пожаров, работники только одной «Ленинской» библиотеки перенесли в подвалы на руках и перевезли на тележках 3,5 миллиона книг!

Штаб противовоздушной обороны Государственной публичной  библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (Ныне Российская Национальная библиотека - РНБ). Источник изображения: nlr.ru
Штаб противовоздушной обороны Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (Ныне Российская Национальная библиотека - РНБ). Источник изображения: nlr.ru

В начале войны никто не знал, как спасать книги от зажигательных бомб. Силами команд противовоздушной обороны, сформированных из молодых сотрудников библиотек, на чердаки книгохранилищ были подняты сотни ведер с песком.

Во время войны работа библиотек сильно изменилась. Света не было, помещения не отапливались, в городах был введен особый казарменный режим. Библиотеки не стали ждать читателя – они сами пошли к нему.

В Москве появились передвижные библиотеки в метро, которое использовалось как бомбоубежище. Библиотеки разместились на «Курской», «Охотном Ряду», «Площади Революции», «Театральной» (тогда «Площади Свердлова»). Ежедневно библиотекари со связками книг и газет спускались в метро, «отсчитывая» ступеньки (эскалатор тогда не работал), а ступенек было не 10 и не 20, на станции «Баумановская», например, 283.

Во время налётов библиотекари пытались вывести человека из состояния паники и стресса, громко читая книгу вслух для всех, кто собирался вокруг. После сигнала «Отбой» надо было опять поднять книги наверх.

Ленинград. Посетители в читальном зале Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Источник изображения: politikus.info
Ленинград. Посетители в читальном зале Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Источник изображения: politikus.info

Зимой 1941-1942 г. в осаждённом Ленинграде действовало около 700 передвижных библиотек, жителям было выдано более 82 тысяч книг.

Библиотека в блокадном Ленинграде. 1942 г. Источник изображения: 22-91.ru
Библиотека в блокадном Ленинграде. 1942 г. Источник изображения: 22-91.ru

В условиях пронизывающего холода, почти на ощупь библиотекари выполняли требования читателей, освещая книжные шкафы лучинкой.

Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1943 г. Источник изображения: static.tildacdn.com
Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1943 г. Источник изображения: static.tildacdn.com

Здания библиотек не отапливались. Сотрудники заготавливали дрова, чтобы спасти книги от порчи, читателей – от смерти.

Сотрудники Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина на заготовке дров. 1942 г. Источник изображения: gazetargub.ru
Сотрудники Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина на заготовке дров. 1942 г. Источник изображения: gazetargub.ru

Из воспоминаний Зейнаб Мирзоевны Керимовой, главного библиотекаря научно-библиографического отдела Ленинской библиотеки:

«Каждая бригада должна была выполнить норму: свалить столько-то сосен, обрубив все ветки. Но не все могли освоить это трудное дело: быстро уставали руки, болела поясница и тому подобное. Самым трудным для нас была так называемая трелёвка (то есть, вынос срубленных деревьев из глубины леса на полянки). Если наши соседи – дорхимзаводцы (работники Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе) – выносили дерево по 10 человек, то мы аналогичное дерево выносили по 40-50 человек».

Из дневника Г.А. Озеровой, главного библиографа отдела комплектования библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, 1943 г.:

8 февраля

10:00-14:00 – уборка снега

15:00-17:00 – просмотр новых журналов

9 февраля

10:00-18:00 – дежурство по воздушной тревоге

10 февраля

10:00-11:00 – носка дров для отдела

10:00-12:00 – разговор с Каратыгиной о плане дальнейшей работы

12:00-14:00 – обход (книжных) магазинов (куплено 5 названий)

15:00-17:00 – приведение в порядок контрольной картотеки…

За каждой библиотекой было закреплено несколько госпиталей. Сотрудники проводили в палатах лежачих больных чтения и беседы, дежурили у постелей тяжелораненых, чинили госпитальное белье.

«…Через три дня к вечеру в нашей палате оживление, и все говорят: «Милая сестричка Варя пришла», а Варя, нагруженная книгами, сперва поприветствует всех и не успеет разложить книги на столе, как ее окружают ходячие больные, кто сдает, кто выбирает и получает, кто заказывает разные книги. Она всем успевает четко ответить, после чего подходит к лежачим больным и вручает заказанные разные книги, а другим подбирает доступную литературу. И так бесперебойно у нас имеется, чем развлечься – это книги, за что мы благодарны нашей уважаемой, милой сестричке Варе.
(От раненых бойцов 14 палаты, находящихся на лечении, староста Маслов, бойцы Хувна, Честный).

Из воспоминаний сотрудника библиотеки им. Пушкина Баумановского района Москвы Вильнер:

«В конце 1942 г. или в начале 1943 г. на улице, где я живу, я встретила молодого военного, которого вела за руку мать… Я пришла к Володе. Ему 26 лет…
Я ему сказала, что работаю в Пушкинской библиотеке, и спросила, чем могу быть полезна. Он страшно обрадовался. Мы условились, что буду два раза в неделю приходить к нему и читать все, что надо. Я это делала за счет своего времени …
Вначале читали «50 лет в строю» А. Игнатьева, затем Тарле, книги по теории и истории музыки…, стихи К. Симонова, А. Твардовского».

Затем сотрудница библиотеки помогла своему подопечному изучить систему Брайля для слепых. Это позволило молодому человеку поступить в вуз.

Дети в бомбоубежище Ленинграда. Источник изображения: ru.wikimedia.org
Дети в бомбоубежище Ленинграда. Источник изображения: ru.wikimedia.org

Во время войны школы работали с перебоями или закрывались на неопределенное время. Появилась беспризорность. Библиотеки оставались тем местом, где дети находили приют и могли заниматься полезными делами.

Детская библиотека им. А.П.Гайдара. Источник изображения: Библиотеки Москвы (канал "ВКонтакте"), vk.com/moslibrary
Детская библиотека им. А.П.Гайдара. Источник изображения: Библиотеки Москвы (канал "ВКонтакте"), vk.com/moslibrary

Из отчета о работе библиотеки:

«У младших читателей самой любимой книжкой стала сказка братьев Гримм «Горшок каши», они бесконечно просят её читать вслух».
Огород детской библиотеки им. А.П. Гайдара. Источник изображения: Библиотеки Москвы (канал "ВКонтакте"), vk.com/moslibrary
Огород детской библиотеки им. А.П. Гайдара. Источник изображения: Библиотеки Москвы (канал "ВКонтакте"), vk.com/moslibrary

Кружок юных огородников стал работать в библиотеке с весны 1942 г.

Из плана работы библиотеки:

«Провести конференцию читателей, на этой конференции обсудить «Что нужно знать разведчику!» по книгам Майн-Рида «Всадник без головы» и Арсеньева «Дерсу Узала».

«Бойцы культурного фронта» никогда не жаловались на тяжелый труд и невыносимые условия работы. Благодаря их невероятной стойкости люди разных возрастов могли почувствовать капельку тепла и света в условиях военной тьмы.

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Использованная литература

Ефимова Н.А. Обслуживание читателей государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в годы Великой отечественной войны// Труды Библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Т. Х. С.127-144.

Издания военных лет в фонде библиотеки

Из истории московских библиотек. Документы.

Снегирев Г. Деятельность библиотек СССР в период Великой Отечественной войны

Виртуальная выставка «Ленинка в дни войны (1941—1945)».