В советской армии служили почти все мужчины. Такого понятия, как «откосить», в то время просто не существовало: советская мораль не позволяла даже думать об этом! Да и никто из парней не хотел вешать на себя ярлык ущербного (ну как же - не взяли в армию!), на которого потом все показывали бы пальцем и которого сторонились бы девчата.
К тому же, при всём желании навряд ли это удалось бы, поскольку даже при наличии серьёзных медицинских противопоказаний существовало немало родов войск, куда призывали чуть ли не любого инвалида - стройбат, инженерные и железнодорожные войска… Помнится, на призывной комиссии всем задавался один и тот же вопрос: «Хочешь ли ты служить в армии?». При этом ответ был заведомо известен, поскольку каждому из нас стыдно было признаться в том, о чём нельзя было говорить вслух...
Хотя в советский период армейская срочная служба составляла всего лишь два или три (в зависимости от рода войск) года, дореволюционная традиция организовывать деревенские проводы «с размахом» (словно провожают на 25 лет!) сохранилась. Как правило, их масштаб в те годы был сравним разве что лишь со свадьбой.
Дневная (официальная) часть проходила в сельском клубе, где правление сельсовета и руководство местного совхоза собирали всех призывников и проводили церемонию торжественных проводов. Были пожелания, наставления и слова надежды на возвращение в родной совхоз. Каждому на память неизменно вручался ценный подарок - для нашей компании это были электробритвы и письменные наборы.
Потом новобранец был предоставлен самому себе: обходил деревню, прощался с её жителями и приглашал на вечерние посиделки в родительском доме. После выполнения этих формальностей он успевал ещё сыграть с пацанами в футбол и искупаться (если погода позволяла) в местном карьере…
Основное же действо разворачивалось вечером в родительском доме. Поскольку деревенская изба не всегда была в состоянии вместить всех желающих и если позволяла погода (как правило, это происходило во время весеннего призыва), зачастую столы накрывали прямо во дворе. Собирались все: помимо близких родственников новобранца наезжала дальняя городская родня, приходили друзья со своими девушками, постепенно подтягивались и все остальные деревенские жители - от мала до велика...
Для меня, например, приятным сюрпризом стало появление на проводах своей школьной учительницы и нескольких одноклассниц из соседних сёл и деревень. Как оказалось, в этот же день в армию провожали ещё троих моих бывших одноклассников - и вот вся эта весёлая компания блуждала по округе в надежде успеть попрощаться с каждым…
Если любые проводы в армию для приглашённых и нежданных гостей были в радость, становясь лишней возможностью выпить и поесть на халяву, то вот родителям призывника было не до праздника. И не потому, что приходилось крутиться-вертеться в застольных хлопотах (в деревне приходилось пускать под это дело поросёнка или пару овец), а в первую очередь, в силу тревожного ожидания - куда пошлют сынка служить? Всячески уповая при этом на Всевышнего, мать всю предшествующую проводам неделю неустанно молилась за него: лишь бы вернулся живым и здоровым…
Были на проводах определённые обычаи и традиции. У деревенских существовало поверье: если все их соблюсти, то служба у солдата пройдёт гладко и ничего плохого с ним в армии не случится.
В советское время считалось хорошим тоном, когда солдата ждёт из армии девушка - так легче служилось. Поэтому некоторые уже перед самым уходом в армию пытались срочно найти себе подругу. Та занимала на проводах почётное место рядом с новобранцем, словно показывая другим местным девчатам - оно уже занято. Хотя зачастую это было лишь данью сложившейся традиции и дальше дружеских отношений не перерастало. У меня на проводах, например, рядом сидели мать с отцом, поскольку потенциальной невестой обзавестись в эти годы пока что не стремился.
Даже несмотря на довольно грустный повод (длительное расставание с родными и близкими), новоиспечённый защитник Отечества весь вечер должен быть непременно весёлым, дабы показать всем, что он идёт в армию с радостью и лёгким сердцем. А что там у него творится на душе - никому знать не положено!
Новобранцу непременно дарили деньги и мелкие подарки, которые могут пригодиться в армии - конверты, блокноты, ручки, наборы лезвий и т.п. Особо ценились презенты от близких и друзей, уже прошедших армейскую службу, призванные стать своего рода «подковой на счастье» будущему воину: дембельские наручные часы, кожаные армейские ремни и т.п. Вручение такого подарка обычно сопровождалось всякого рода воспоминаниями и байками из армейской жизни дарящего.
В меню застолья зачастую включались армейские блюда. К примеру, выставлялся котелок с перловой кашей, которую раздавали каждому присутствующему по ложке.
В программу проводов должны были обязательно входить «тематические» мероприятия - конкурсы, байки, анекдоты. А приглашённый гармонист (ну как же в деревне без него!) должен разбавлять застолье песнями такой же тематики: в ходу были «Как родная меня мать провожала», «Как служил солдат», «Не плачь, девчонка!», «Через две зимы», «Идёт солдат по городу», «Катюша»…
Алкоголь новобранцу во время проводов рекомендовалось не употреблять - ведь утром в военкомат. Правда, эта рекомендация редко где соблюдалась, и практически каждый из новобранцев, хоть и в умеренном количестве, но всё равно его пригублял…
На прощальное застолье приходила почти вся деревня. И это был не только праздный интерес. На таких вечерах одни матери присматривали невест для своих сыновей, а другие выбирали зятя. Ведь именно здесь можно было увидеть, как ведут себя молодые девушки и парни.
Поздним вечером все расходились по домам - ведь рано утром нужно было проснуться, чтобы проводить новобранца в военкомат. Ранним утром, пока не пришли друзья, родители уединялись с сыном и благословляли его (хотя тот и был комсомольцем) на военную службу. Потом подтягивались самые близкие и самые трезвые. Последний раз вся полупьяная компания с песнями и шутками проходила по деревне - парень прощался с родными местами. Пройдя туда-сюда по единственной улице, все собирались в доме призывника и продолжали застолье в ожидании приезда автобуса.
Когда тот гудел перед окнами, при выходе из дома соблюдалась ещё одна давняя традиция: чтобы благополучно вернуться из армии, новобранец должен был непременно выйти из дверей спиной вперед.
В моё время всех призывников с ближайшей округи собирал автобус, специально выделенный дирекцией местного совхоза (как правило, все они ранее трудились в нём). Он объезжал поутру все окрестные деревни и пополнялся новобранцами и провожавшими их близкими. Помню, что одновременно со мной призывалось ещё четверо моих одногодков и мы колесили более часа, пока не упаковались. Всю дорогу до райвоенкомата (это 15 км.) ехали с песнями и прибаутками.
Следующее действие спектакля разворачивалось уже около военкомата. Пока новобранец в компании себе подобных проходил внутри здания необходимые формальности (проверка документов и состояния здоровья, «шмон» вещей и др.), на прилегающей территории разворачивались нешуточные страсти. Изрядно подвыпившие компании провожающих, все из разных сёл и деревень, зачастую враждующих друг с другом, начинали очередные разборки. Как правило, среди одной из сторон находился какой-нибудь невзрачный с виду и хилый по фактуре юнец, выступавший в качестве провокатора.
Вспоминаю проводы своего двоюродного брата. Там всё началось с попыток одного такого типа «выбить» из чужой компании пару бутылок на опохмелку. Потом начались приставания к нашим деревенским девчонкам. Слово за слово- и перепалка тотчас переросла в драку, где от каждой стороны участвовало по десятку человек. А уже спустя десять минут все дравшиеся чуть ли не в обнимку сидели в сквере у военкомата и допивали оставшееся спиртное. И никакой обиды друг на друга!
Когда новобранцы усаживались в автобус, было принято всей толпой раскачать его: это являлось свидетельством тому, что детки выросли из детской люльки и отправляются в самостоятельную взрослую жизнь. А когда тот трогался с места, присутствовавшие кидали в него мелкие монетки - в надежде на благополучное возвращение своих парней.
Никто из советских призывников не ведал, куда попадут служить. Поэтому тревога родителей сохранялась ещё как минимум пару недель, пока не определялась окончательно судьба их дитяти и не происходила его отправка с областного призывного пункта в часть. К этому можно смело прибавить ещё время, пока придёт письмо от сынка с информацией о месте будущего пребывания. Увы, иного способа дать о себе весточку тогда не существовало...
Читайте мои последние публикации на канале:
Наиболее популярные публикации на канале:
- Призывные медкомиссии в советских военкоматах: конвейер унижения и стыда
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!