Найти в Дзене
Николай Кондаков

Wildberries: история создания и успеха Вайлдберриз

История этой компании вполне могла бы стать сюжетом для фильма о девушке, которая «сделала себя сама». Подумать только, Татьяна Бакальчук — простая учительница из Подмосковья, которая смогла открыть «русский Amazon» и стать самой богатой женщиной России! Без стартового капитала, опыта в предпринимательстве, могущественных связей и богатых инвесторов... Или все-таки красивая история достойна быть только историей? Редакция lindeal.com выяснила, как развивалась компания Wildberries на самом деле, в чем секрет невероятного успеха российского маркетплейса и какие трудности пришлось преодолевать его создателям.

Wildberries — это… Краткая справка о компании

Wildberries («Вайлдберриз», «Дикие ягоды») — международный онлайн-маркетплейс с огромным ассортиментом: от одежды, обуви, детских товаров до электроники и аксессуаров для дома.

Тип компании: частная, общество с ограниченной ответственностью.

Дата основания: 2004, Москва, Россия.

Основатели: Татьяна и Владислав Бакальчук.

Оборот: ₽844,2 млрд (2021).

Чистая прибыль: ₽2,1 млрд (2020).

Количество сотрудников: 25 000.

15 авгучта 2022 официальный сайт маркетплейса Wildberries сменил название на русскоязычное «ягодки».

Сегодня «Вайлдберриз» функционирует не только в России, но и в США, Италии, Франции, Испании, Польше, Турции, Германии, Словакии, Молдавии, Казахстане, Беларуси, Армении, Киргизии, Узбекистане.

Wildberries: история создания и успеха Вайлдберриз

Полная история появления и развития Вайлдберриз. Узнайте подробно в чем секрет успеха Wildberries. Интересные факты, книги и фильм

История этой компании вполне могла бы стать сюжетом для фильма о девушке, которая «сделала себя сама». Подумать только, Татьяна Бакальчук — простая учительница из Подмосковья, которая смогла открыть «русский Amazon» и стать самой богатой женщиной России! Без стартового капитала, опыта в предпринимательстве, могущественных связей и богатых инвесторов... Или все-таки красивая история достойна быть только историей? Редакция lindeal.com выяснила, как развивалась компания Wildberries на самом деле, в чем секрет невероятного успеха российского маркетплейса и какие трудности пришлось преодолевать его создателям.

Wildberries — это… Краткая справка о компании

Краткая справка о компании Wildberries

Wildberries («Вайлдберриз», «Дикие ягоды») — международный онлайн-маркетплейс с огромным ассортиментом: от одежды, обуви, детских товаров до электроники и аксессуаров для дома.

Тип компании: частная, общество с ограниченной ответственностью.

Дата основания: 2004, Москва, Россия.

Основатели: Татьяна и Владислав Бакальчук.

Оборот: ₽844,2 млрд (2021).

Чистая прибыль: ₽2,1 млрд (2020).

Количество сотрудников: 25 000.

15 авгучта 2022 официальный сайт маркетплейса Wildberries сменил название на русскоязычное «ягодки».

Сегодня «Вайлдберриз» функционирует не только в России, но и в США, Италии, Франции, Испании, Польше, Турции, Германии, Словакии, Молдавии, Казахстане, Беларуси, Армении, Киргизии, Узбекистане.

«Однажды одна учительница…»: сказка про Wildberries

Сказка про Wildberries

«Осень 2004 года. Дождь. Татьяна Бакальчук, преподаватель английского, через всю Москву едет на общественном транспорте — метро, автобус, 10 минут пешком — за очередной 20-килограммовой посылкой с одеждой…» Перед вами первая история о создательнице «Вайлдберриз», которую выпустило в 2012 издание Forbes. «Диким ягодам» исполнилось девять лет — и проекту тогда уже было чем похвастаться, ведь он обогнал по популярности Ozon, старейший и крупнейший российский онлайн-магазин.

С той памятной статьи «Форбс» начались истории о «предпринимательнице из народа», которая «без гроша за душой» вдруг стала второй бизнесвумен России, чье личное состояние превысило $1 млрд. СМИ разного масштаба один за другим публиковали статьи о self-made женщине, которая и бизнесменом-то становиться не хотела — нужда заставила. Но, увы, сказанное на поверку осталось лишь красивой глянцевой сказкой.

Придумать историю действительно заставили обстоятельства: 2017 стал черным в летописи Wildberries — компания отчаянно пробивалась через череду скандалов с поставщиками:

Владельцу Prime Jeans Бакальчуки задолжали порядка 6 млн рублей — потеряв надежду вернуть свои кровные, предприниматель подал иск о банкротстве должника.

Компания The Department отчиталась, что «Дикие Ягоды» хотели сделать у нее возврат на нераспроданную продукцию, а это сумма в пределах 5-7 млн рублей.

Поставщику United Fashion Group задолжали 31 млн рублей за уже полученный товар.

Хоть суммы для гиганта «Вайлдберриз» (с доходностью ₽47,5 млрд и чистой прибылью ₽428 млн на тот год) были не такими значительными, происходящее сильно ударило по репутации Интернет-магазина. С ним отказывались сотрудничать премиум-бренды, опасаясь банкротства маркетплейса. Именно тогда предприниматели приняли судьбоносное решение вывести свою «маленькую закрытую семейную компанию» на публику — создать русскую версию легенды о self-made woman.

Профессиональные пиарщики создали историю про «предпринимательницу от сохи» — учительницу английского, которую рождение ребенка заставило пойти в Бизнес. Сооснователя Владислава Бакальчука пришлось отодвинуть на второе место: журналистам и честной публике более нравилась сказка о женщине, которая добилась всего сама, нежели честная история о семейном бизнесе, где и муж, и жена выполняют свои критически ценные роли.