Найти в Дзене

Ещё один писательский страх

Оглавление

Статья, посвящённая страхам, связанным с творчеством писателя, уже была на этом канале. Но недавно я поняла, что в нее не попал ещё один, довольно распространённый страх, который имеет, на первый взгляд, совершенно иррациональный характер. И тем не менее он довольно распространён среди начинающих авторов, особенно среди тех, кто пишет свою первую книгу. Правда, нередко они даже сами себе не признаются в нём. Это…

Страх закончить книгу

Да, да. Такой страх есть, и он причина многих романов-долгостроев, которые пишутся много лет, доводятся до ума, но так и остаются незавершёнными. Как я уже отметила, страх этот иррациональный, во многом подсознательный, но его можно узнать по нескольким признакам, точнее, по некоторым установкам, характерным для начинающих писателей.

Нет предела совершенству. Это, пожалуй, одно из самых распространённых проявлений страха. Автор, казалось бы, убеждён сам и стремится убедить других, что книга должна быть идеальной, а только один раз вычитать и отредактировать — это просто халтура. Текст нужно вычитывать несколько раз и, естественно, править и переписывать то, что не укладывается в представление автора об идеале. Переписанный кусок часто приводит к необходимости изменить ещё что-то, вернуться в начало, переписать финал, ввести ещё один персонаж или убрать неудачный. А после что? А после, конечно, необходимо ещё (и не один раз) вычитать и отредактировать.

Время идёт, книга редактируется, переписывается, шлифуется, доводится до иллюзорного совершенства, а автор даже сам себе не может признаться, что он просто боится поставить финальную точку, закрыть файл и сказать: «Всё, я завершил книгу».

-2

Я ещё не всё сказал. Очень близкая к первой установка, но отличается тем, что автор не стремится к совершенству, просто по мере работы над книгой (а она у начинающих писателей может быть весьма продолжительной) появляются какие-то новые идеи. Их-то и стремится реализовать автор в уже почти написанной книге. Идеи же такие интересные, яркие, почему бы не вставить кусочек в середину или ввести ещё одну сюжетную линию, почему бы не сделать ретроспективу и т. д. А потом же придётся и другие части книги как-то менять, подгоняя под новые эпизоды и новых персонажей.

Эта работа над книгой может быть бесконечной, так как время идёт, жизнь меняется, новые события вызывают новые ассоциации, а те рождают образы, требующие воплощения в книге. Но не начинать же ради этого новую? Проще сделать вставку в ту, что уже пишется. Это неправильная позиция. На деле, книга для автора становится просто времяпрепровождением, своеобразным развлечением и хранилищем мыслей и образов. Вот автор и маскирует страх отказаться от своей игрушки, убеждая всех и себя, что он ещё не всё сказал.

Конец — всему делу венец. Благоговейное отношение к финалу, который, конечно, должен быть ярким, сильным, значимым, приводит автора к тому, что он боится этот финал писать. Так как любой из вариантов кажется недостойным, слабым, то надо ещё подумать, подождать вдохновения. А книга так и лежит недописанная.

Сюжет завис. Тоже часто встречающееся проявление страха финальной точки. Стоит возникнуть проблеме с сюжетом, как работа над книгой стопорится, и автор ждёт вдохновения. Нет, составить план и расписать сюжет до самого финала — это слишком трудозатратно, много надо потратить времени. (Сарказм). Ну, да, проще вообще не дописывать книгу. Хотя, надо признать, что в этом случае причиной «долгостроя» может быть не только страх, но и лень или нехватка времени. Начинал автор писать под вдохновением, в азарте, и слова лились если и не рекой, то ручейком. Но ручеёк иссяк, а на прокладывание нового русла нет желания. Это же сколько работы.

Но мы с вами говорим не о лени, а о страхе, поэтому разберёмся в его причинах.

-3

Причины страха завершения книги

Хотя страх этот связан с литературной деятельностью, но причины его лежат далеко за пределами писательского труда. Мы помним, что речь идёт о человеке, который пишет свою первую книгу. Авторы, уже имеющие на своем счету хотя бы пару книг, и даже одну написанную, с этим страхом успешно справляются.

Итак, в чём же причины? Автор с увлечением работает над своей первой книгой, постигает писательское мастерство, и получает удовольствие от изложения мыслей и приключений своих героев. Вот человек после стольких творческих усилий уже слышит звуки финального аккорда. Но чем ближе финал книги, тем чаще возникает вопрос: «А что дальше?». Ведь написанную книгу нужно как-то представить читателям? Но как это сделать? Достоин ли автор встать в один ряд с писателями? Как оценят книгу совершенно незнакомые люди? А если её никто не будет читать, или напишут плохие отзывы?

Все эти вопросы напрочь отбивают охоту завершать такой интересный и увлекательный труд. Тем более, его можно «посмаковать», растянуть, обсудить с друзьями проблемы писательства. И действительно, проще поговорить со знакомыми и близкими людьми о том, как ты пишешь книгу, чем убедить их почитать уже написанную.

-4

А издательства? Так хочется, чтобы книга была издана хорошим тиражом на белой бумаге с яркой обложкой. Но посылать текст в издательство ещё страшнее, чем выкладывать его в сети. Ведь если откажут, будет больно и обидно — столько трудов и души в книгу вложено. А ещё обиднее, если вообще ничего не ответят.

Но если книга ещё не дописана, так и проблемы нет, можно просто помечтать о том, как будут ее издавать и читать когда-нибудь… потом. Не сейчас же? Книгу ещё надо до ума довести, кое-что переделать, изменить, добавить, ещё раз отредактировать и т. д.

Есть и другие причины. Например, дописав книгу, автор часто переживает утрату очень важной части своей жизни, дела, к которому он привык. Уже не надо размышлять о сюжете, строить отношения героев. Придумывать слова и фразы. В голове возникает пустота. А начинать новую бывает тоже страшно, особенно если первая не нашла отклика у издателей и читателей. Лучше уж продолжать потихоньку «ковырять» первую.

Что делать?

Советы, которые я вам дам, не универсальные, и подходят они не всем. Для некоторых действительно работа над своей единственной книгой — это и дело всей их жизни, и удовольствие. Зачем же их лишать этого удовольствия? Но если вы осознали свой страх и хотите всё же поставить финальную точку, то, возможно, советы вам и помогут.

-5
  • Не стоит пытаться доработать книгу до идеала. Китайские мудрецы говорили: «Боги не любят совершенства». Идеальный, вычищенный до блеска текст мёртв, а если он ещё и изукрашенный словесными кружевами, то к тому же и нечитаемый.
  • Не стоит вычитывать книгу пять раз, даже три не нужно. Отпустите её на свободу. Пусть герои живут своей жизнью и радуют читателей.
  • Если у вас появляются новые, более интересные мысли, то это прекрасно. Заведите блокнот или отдельный файл, запишите их и оставьте на будущее. Потом проще будет начать ещё одну книгу. Напишете новую историю об этих героях, или о персонажах второго плана, или вообще что-то новое. И учтёте все свои ошибки и недочёты. Можно назначить первую книгу первым блином, который, как известно, идеальным не бывает. Сказать себе, что это тренировка писательского мастерства. Вы получили хороший опыт, который можно использовать в следующих книгах. И каждая из них будет лучше предыдущей.
  • Не бойтесь отпускать книгу в люди. Книги пишутся для того, чтобы их читали. Сейчас есть возможность публикации книг на многих сетевых ресурсах. Не ограничивайтесь одним, разместите на нескольких. И обязательно используйте все возможные площадки, чтобы сказать пару слов о своей книге. Иначе как читатели о ней узнают? А негативные отзывы? Ну, людям же нужно куда-то сливать дурное настроение.

Так что страх этот преодолим, пишите книгу, предвкушая, как вы начнёте работу над следующей. Знаете, давным-давно я дочке читала сказку о девочке, собирающей ягоды. И там лесовичок учил её такой присказке: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится». Вот и с книгами так же.

И да. В ноябре выходит ещё одна моя книга в издательстве МИФ. Уже открыт предзаказ на неё с хорошей скидкой. И «третью примечаю, а четвёртая мерещится»...