Несмотря на массу людей, которые сейчас увлекаются литературным творчеством, оно ещё не стало обыденным делом. Поэтому человек, желающий (а то и мечтающий) начать писать книги, испытывает целый букет разнообразных страхов. И они мешают ему заниматься любимым делом, получать от этого удовольствие и доставлять удовольствие своим творчеством читателям. Мы, может быть, лишаемся интереснейших книг, а он сидит и боится.
Страхи, связанные с писательством, испытывают многие авторы, и не только начинающие. Но кто-то их преодолевает и плодотворно работает, а кто-то так и страдает от того, что хотел бы написать книгу, но боится. Чего же боятся современные авторы?
Страх №1. Написанная с таким трудом и вдохновением книга никому не будет интересна
Автор боится, что не найдёт своих читателей, и его ждёт разочарование. Это самый распространённый страх, причём нередко потенциальный писатель настолько работает на самовнушение, что вполне естественное опасение перерастает в уверенность в безнадёжности этого дела.
Узнать, насколько обоснован этот страх можно только одним способом — написать книгу. Но нужно заранее подготовиться к тому, что читательская аудитория в массе своей не обладает телепатией, а значит, самостоятельно узнать, что вы написали интересную книгу, она не сможет. Если только вы ей об этом не сообщите. Вовсе не обязательно вкладывать большие деньги в рекламу, нужно просто найти подходящую площадку на литературных порталах и заранее завести странички и группы в соцсетях. Группа нужна для расширения круга потенциальных читателей — тех, кого будете информировать, и контент на этих страничках должен быть интересный. Вы же писатель или где?
Когда книга будет написана и размещена на литературном портале, известите об этом в соцсетях всеми доступными способами. И не забывайте, информация о книге и её аннотация должна привлекать читателей, должна быть, как говорят копирайтеры, продающей.
Но главное – книгу надо написать. По крайней мере, вы этим порадуете себя, убедитесь, что можете это сделать, ну, и получите удовольствие от процесса.
Страх №2. Книга — это очень много и долго. Там же столько букв!
Страх не дописать и забросить дело, в которое были вложены не только труд, но и душа, тоже довольно распространён у начинающих писателей. Писать – много и долго, бросить, не дописав, будет тяжело и больно, поэтому лучше вообще не начинать. Думаю, такие мысли приходили в голову многим. Кто-то из страха начинал писать рассказы, а кто-то просто… сидел и боялся. А ведь с этим страхом помогает справиться несложный расчёт.
Поставьте себе цель – писать 4 тыс. знаков в день. Это много? Нет, совсем немного – полторы вордовских странички 12 шрифтом. Это даже при «ленивом» наборе на клавиатуре, с обдумыванием предложений — 2 часа. (Кстати, вот эта моя статья 7,5 тыс. знаков.). Получается, что с такой скоростью на книгу объёмом 10 авторских (400 тыс. знаков) у вас уйдёт 100 дней, 3,5 месяца. И 2 недели на вычитку и редактуру.
Вы скажете, что это без выходных. Можно организовать и выходные (При 2 часах работы в день!), но я не знаю, ни одного писателя, кто бы соблюдал фиксированные выходные. Пишут, пока пишется. И не по 2 часа в день.
Вы можете сказать, что это только набор текста, а когда же обдумывать концепцию, сюжет, отношения героев? А на это у вас останется достаточно времени — в сутках же 24 часа. Причём обдумывать сюжет можно по дороге на работу (да что там скромничать, и на работе можно), убираясь в квартире, готовя обед, в тренажерном зале, на прогулке. Самые классные идеи у меня приходят в голову, когда я чищу картошку. Вообще бы, гениальным писателем была, но, увы, столько картошки мне не съесть. Агата Кристи писала, что самые лучшие свои сюжеты она придумала во время мытья посуды. Это занятие так и настраивает кого-нибудь убить. А сны? Это же кладовая гениальных мыслей.
Короче, и время на обдумывание вполне можно найти.
Страх № 3. Синдром самозванца
«Какой же я писатель? — думает человек, решивший написать книгу. — Даже слово-то «писатель» в отношении себя произнести страшно». Так, считая, что не имеет права, да и возможности тягаться с Ф. Достоевским, А. Чеховым, Дж. Роулинг, Г. Сенкевичем, С. Лемом, А. Кристи (вставьте своё), неуверенный в себе автор даже не пробует что-то написать. Зачем, ведь всё равно получится хуже?
Даже сама постановка вопроса мне кажется странной. А вам? Во-первых, почему нужно с кем-то тягаться, это что соревнования? Все пишут по-разному, перечисленных мной в качестве примера авторов даже друг с другом сравнивать нельзя. Причём речь не идёт о том, кто лучше или хуже. Все разные.
Во-вторых, никто из выдающихся писателей не родился сразу выдающимся. Те произведения, что мы знаем, несомненно, лучшие у этих авторов. А сколько бумажного мусора было выкинуто в корзину, сожжено, в ярости разорвано и растоптано, так как признано никуда не годным? Этого мы никогда не узнаем.
В-третьих, вовсе не обязательно писать как Бунин или Хемингуэй, чтобы получать от этого удовольствие и доставлять удовольствие читателям. Позиция «либо всё, либо ничего» никогда не вела к успеху, так как выбор «ничего» вообще никуда не ведёт.
Следующий страх отчасти связан с этим.
Страх № 4. А вдруг узнают
Начинающий писатель часто стесняется своего творчества, так как ему кажется, что он встанет (необоснованно) на одну ступеньку с выдающимися авторами. И узнав о его литературной деятельности, знакомые, коллеги, друзья, родители будут смеяться и озвучат его страх №3: «Куда тебе с посконным рылом в калашный ряд?» Кстати, страх №4, пожалуй, наиболее обоснован. Причём агрессивнее всего себя ведут как раз те, кто тоже хотел бы писать, но не решается. И они рассуждают: «Уж если я считаю себя недостойным, ты-то куда лезешь?»
Но преодолеть этот страх совсем просто. Возьмите псевдоним. И пишите без страха, получайте удовольствие, набирайте аудиторию, набивайте руку, тренируйте мозг рождать образы и облекать их в слова. А неудачный опыт – это только опыт, материал для анализа и работы над ошибками.
Страх № 5. Ужас переделки
Этот страх тоже связан с необоснованным занижением своих возможностей. Начинающий автор боится, что когда он закончит многомесячный труд над книгой, станет ясно, что она несовершенна — слог корявый, герои унылые и картонные, сюжет неинтересный и с дырами. Тогда придётся что-то переписывать, менять, добавлять или выбрасывать. Или вообще засунуть книгу «в стол» и больше к ней не возвращаться. А столько времени, сил, эмоций на неё потрачено!
Бояться, что книга будет плохая, даже не начав её, довольно странно. Вам не кажется? Пока вы не напишете своё произведение, вы всё равно не узнаете, оправдан ли этот страх. Надо писать и набираться опыта. И пока поставить своей целью — завершающую сцену финала. В любом случае вы получите бесценный опыт, который не приобретёте ни на одном курсе или в школе литературного мастерства.
Главное, не пугаться раньше времени и не начинать всё переписывать, добравшись до середины книги. Это непродуктивно.
Пока на этих пяти страхах я остановлюсь. Это, конечно, не всё, значит, будет продолжение. К тому же и вы поделитесь своими страхами в комментариях. Может, я и их разберу в следующей статье. Да, о страхе белого листа не написала – о нём пишут все. А ещё вы можете почитать о кризисах текста в этих трёх статьях.
"Кризисы текста. Лиха беда - начало"
"Кризис середины текста. Во власти сомнений"
"Кризис текста - 3. как не слить финал"
Продолжение в статье "Писательские страхи-2"