"Осень припасиха, а зима прибериха,"- говорят у нас в деревне. Я бы ещё добавила: " Весна припасиха, лето припасихо, осень припасиха, и только зима-прибериха". Что мы только не припасаем, чтобы пережить три месяца зимы!
Сено на корм скотине, веники для бани, набиваем погреба овощами да закрутками, из леса ягоды с грибами везём, лекарственные растения сушим, морозим всё подряд, зерно в амбары ссыпаем, рубим капусту. Последний припас- это мясо птицы. С первыми стойкими осенними холодами "попадают куры в ощип".
Любое большое дело в деревне -это некая традиция, обряд, ритуал, как хотите это называйте. В выходной день слегка протапливалась баня. На пол стелили клеёнку, чтобы пух не разлетался. В тёплой бане женщины рассаживались в кружок и начинали ощипывать птицу.
Куриные и индюшачьи перья легко поддавались, лишь только польешь кипятком. А вот гусиное или утиное горячей водой не возьмёшь. Тут особый подход нужен. Кто горячим утюгом гладит, кто щипцами выщипывает. Руки в кровь, и одно желание-снять эти перья вместе со шкурой.
Но куры - это не только мясо, но и ценный пух. Перины, подушки раньше в деревне делали только пуховые. А уж если были молодые девушки на выданье, так первым делом в приданное перину пухом набивали.
Любое дело заканчивалось застольем. И это грех не отметить. Сдвигались стаканы в едином порыве: с устатку, за окончание сельской страды и за многое другое.
Давно в деревне не спят на пуховых перинах. Вместо перины- ортопедический матрас. Подушки из пуха заменили бамбуковые. И приданное теперь не в моде. Вот и разлетается ненужный пух по всей деревне, как вестник, что все припасы сделаны. Крестьянину можно расслабиться и ждать зиму- прибериху.