Почти все люди хотят дожить до глубокой старости, но с одним непременным условием – оставаться в здравом уме и светлой памяти. Но неумолимая статистика говорит, что стареть красиво получается далеко не у всех – многих подстерегает Альцгеймер и слабоумие.. Так что же делать? Возможно ли предотвратить или отсрочить появление Альцгеймера? Вот что по этому поводу рассказал нейробиолог, специалист по возрастным заболеваниям мозга.
В каком-то смысле эта ужасающая болезнь затронет всех нас
Давайте попробуем спроецировать свое будущее и представим, что нам всем уже исполнилось по 80. Теперь посмотрите на двух своих сверстников – знакомых, коллег по работе, друзей или родственников. Кто-то из них наверняка уже имеет Альцгеймер. Может быть, ты думаешь, ну, это буду точно не я? Ладно, считай тебе повезло – ты будешь сиделкой. И поверь, такая перспектива не намного лучше.
Частично страх вокруг Альцгеймера проистекает из ощущения, что мы ничего не можем с этим поделать. Несмотря на десятилетия исследований, в мире до сих пор нет способов лечения. Поэтому, если нам посчастливилось прожить достаточно долго, болезнь Альцгеймера, похоже, является уделом нашего мозга. Но, возможно, это необязательно. Что, если я скажу вам, что мы можем изменить эту статистику? Буквально изменить судьбу нашего мозга, не полагаясь только на достижения медицины?
Как удалось монахиням избежать Альцгеймера несмотря на наличие в их мозгу явных симптомов
За 678 монахинями в возрасте старше 75 лет на момент начала исследования наблюдали уже в течение более двух десятилетий. Им регулярно проводились когнитивные тесты и физические осмотры. Когда они умерли, их мозг был передан на вскрытие. В некоторых из них ученые обнаружили нечто удивительное.
Несмотря на наличие бляшек и сморщивание мозга, а это, несомненно, является болезнью Альцгеймера, у монахинь при жизни не было никаких признаков заболевания. Как это возможно?
А все дело в том, что у монахинь был высокий уровень когнитивного резерва. Люди получившие более продолжительное формальное образование, обладающие высокой степенью грамотности, регулярно занимающиеся умственно-стимулирующей деятельностью, обладают большим когнитивным резервом. У них в наличии обилие и избыточность нейронных связей. Поэтому, даже при наличии Альцгеймера, который поражает некоторое количество нейронных соединений, оставшихся им хватает, чтобы внешне у них не было никаких симптомов.
Таким образом, мы можем быть устойчивыми к наличию патологии Альцгеймера, задействуя еще неповрежденные пути. И мы создаем эти пути, этот когнитивный резерв, изучая что-то новое. В идеале мы хотим, чтобы эти новые вещи были как можно более насыщенными смыслом, привлекая внимание к зрению, слуху, ассоциациям и эмоциям.
В среднем мозг имеет более 100 триллионов синапсов, и это фантастика. Нам есть над чем работать. И это не статическая цифра. Мы постоянно приобретаем и теряем синапсы посредством процесса, называемого нейронной пластичностью. Каждый раз, когда мозг узнает новое, укрепляются существующие и создаются новые нейронные связи.
Вывод No1: учиться нужно всю жизнь!
Что мы сегодня знаем о нейробиологии Альцгеймера? Если вам уже за 40 лет, то вероятно процесс уже идет
Немного “скучной” теории.
Здоровье нашего мозга зависит от правильной работы нейронов.
Точка соединения двух нейронов называется синапсом. В синапсе передаются сигналы, здесь происходит общение. Здесь мы думаем, чувствуем, видим, слышим, желаем и помним.
Именно в синапсе возникает Альцгеймер. В процессе передачи информации выделяются разные нужные вещества, в том числе, небольшой пептид, называемый бета-амилоидом. Обычно бета-амилоид быстро выводится специальными клетками.
Альцгеймер появляется, когда в синапсе накапливаются излишки бета-амилоида. Он связывается сам с собой, образуя так называемые амилоидные бляшки. Когда человек перешагнул 40- летний возрастной рубеж, то начальный шаг к Альцгеймеру уже сделан – наличие накапливающихся амилоидных бляшек уже можно обнаружить в мозгу при помощи ПЭТ-сканирования. Да, мы боимся признать этот факт, но реальность от этого не изменится. Тем более, в этот период нет каких-либо нарушений памяти, языка или когнитивных функций.
Вместо того, чтобы в конечном итоге найти ключи в кармане пальто, вы обнаруживаете их в холодильнике
Хорошая новость заключается в том, что для накопления бляшек требуется как минимум 15–20 лет, прежде чем процесс достигнет критической точки и появятся явные клинические симптомы. До критического момента наши провалы в памяти могут включать в себя такие вещи, как: «Почему я пришел в эту комнату? Или, ох, как его зовут? Или куда я положил эту вещь?»
После прохождения критической точки сбои в памяти, языке и познании становятся более глубокими. Вместо того, чтобы в конечном итоге найти ключи в кармане пальто, вы обнаруживаете их в холодильнике. Или найдя их, думает – для чего они нужны?
Думайте об амилоидных бляшках, как о зажженной спичке. В переломный момент спичка поджигает лес
Многие ученые делают большие ставки на самое простое решение — не дать амилоидным бляшкам достичь критической отметки. Это означает, что исследования сосредоточены на разработке соединения, которое будет предотвращать, устранять или уменьшать накопление амилоидных бляшек.
Таким образом, спасением от болезни Альцгеймера, скорее всего, будет профилактическая медицина. Нам придется что-то принимать до того, как мы достигнем критической отметки, до того, как мы начнем оставлять ключи в холодильнике. Но кое-что сделать, чтобы не допустить достижения этой критической точки, мы можем уже сейчас.
Думайте об амилоидных бляшках как о зажженной спичке. В переломный момент спичка поджигает лес. Если лес горит, то бесполезно задувать спичку. Вам нужно задуть спичку до того, как лес загорится.
Мы не должны ждать пока ученые окончательно разберутся с Альцгеймером. Уже точно известно – образ жизни влияет на накопление амилоидных бляшек
Давайте представим риск развития Альцгеймера в виде качающихся весов. Когда одна чаша переполнится и опустится вниз, появятся критические симптомы и диагноз «болезнь Альцгеймера». Но, как оказалось, такой ситуации можно избежать, даже несмотря на большое количество накопившихся амилоидных бляшек и этому есть научные подтверждения, как в исследованиях с монашками.
Глубокий сон – это энергетическое очищение мозга
В глубоком сне специальные клетки организма промывают мозг, очищая его от метаболических отходов, накопившихся в наших синапсах, пока мы бодрствовали. Глубокий сон — это энергетическое очищение мозга. Но что произойдет, если вы будете недооценивать сон? Многие ученые полагают, что плохая гигиена сна становится предиктором Альцгеймера. Одна ночь лишения сна увеличивает уровень бета-амилоида.
В свою очередь накопление амилоида нарушает сон, а значит ведет к еще большему накоплению амилоида.
Вывод No2: Хороший сон – лучшая защита против разрушения мозга.
Риск получить Альцгеймер повышают высокое давление, ожирение, диабет, курение, избыточный холестерин
Некоторые исследования показали - до 80% людей с Альцгеймером также страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во многих исследованиях было доказано, что аэробные упражнения и средиземноморская диета снижают уровень бета-амилоида.
Вывод No 3: Умеренная физическая нагрузка и правильное питание защищает не только сердце, но и мозг.
Живые уроки моей бабушки
Итак, как мы видим, есть работающие способы, чтобы предотвратить или отсрочить возникновение Альцгеймера. И если, несмотря на все это, мне когда-нибудь поставят диагноз «болезнь Альцгеймера», я усвоил несколько уроков от своей бабушки.
Диагноз не означает, что ты умрешь завтра. Продолжай жить.
Ты не потеряешь эмоциональную память. Ты все равно сможешь понять любовь и радость.
Возможно, ты не вспомнишь, что было сказано пять минут назад, но ты обязательно вспомнишь, какие чувства ты испытал при этом.
- Если статья понравилась, лайкните, пожалуйста! И не забудьте подписаться, а то мы можем больше не встретиться.
Еще почитать интересного:
Опытный кардиолог жестко объяснил пациенту, что такое сердечная недостаточность и почему это страшно
Как в Финляндии на практике доказали, что отказ всего от 3 гр соли в день добавляет 5-6 лет жизни