Считается, что человек сначала приобретает вездеход и только потом задумывается о том, нужны ли права для управления им. Поскольку эта техника предназначена для поездок по болотам, непроходимым снегам или сильно пересеченной местности, то встретить представителей ГИБДД в этих местах шансов практически никаких. Но это не означает, что управлять вездеходной техникой можно без прав. Существует даже целая градация, для каких вездеходов какие водительские права требуются.
Но сначала нужно определиться, какие бывают вездеходы. Существует несколько разновидностей снегоболотоходов, которые различаются по способу передвижения, типу двигателя и рамному формату.
Движители вездеходов бывают: гусеничные, колесные, колесно-гусеничные, шнекороторные и на воздушной подушке.
В качестве двигателей на вездеходы устанавливают бензиновые, дизельные и электрические моторы.
Рамный формат у вездеходной техники бывает: сочлененный, шарнирный и на единой раме.
Кроме того, вся подобная техника делится на несколько типов применения: легкие пассажирские, пассажирские и грузопассажирские.
Но есть одна вещь, которая объединяет все многообразия вездеходов. Это то, чем вездеходная техника является для государственных чиновников. Согласно существующих технических регламентов, любой снегоболотоход – это «самоходная машина». Такой вот интересный термин. Для управления ими требуются такие же права, какие получают трактористы. Конечно, между трактором и вездеходом общего немного. Но, как говорится, таковы реалии.
Дальше следует подробная градация, какой тип прав необходимо получать для управления каким видом вездеходной техники.
АI — эти права вы должны будете получить для вождения легких снегоболотоходов, снегоходов и мотовездеходов. Но на этих средствах передвижения вы не сможете ездить по автомобильным дорогам общего пользования.
АII — такие права, вам необходимо будет получить, если ваш вездеход весит не более 3,5 тонн, а количество сидячих мест не превышает 8, не считая водителя.
AIII — эти права для вождения серьезной техники весом более 3,5 тонн. К этому типу можно отнести вездеходы специального назначения (военные, спасательные, экспедиционные).
AIV — если вам необходимо управлять вахтовыми автобусами для движения по бездорожью, где количество пассажирских мест больше 8, то придется получить эти права.
В — эта категория прав выдается для управления мини-экскаваторами, тракторами, коммунально-уборочной техникой. Одним словом, для колесных и гусеничных транспортных средств, на которых установлены движки мощностью до 25,7 киловатта.
С — это уже права для настоящих тракторов, а также экскаваторов-погрузчиков. Сюда же относится колесный транспорт, обладающий движками мощностью от 25,7 до 110,3 киловатта.
D — такие права получают для управления тракторами и пневмоколесными машинами с движками мощностью более 110,3 киловатта.
Е — это права для бульдозеров и экскаваторов, а также гусеничной техники с движками мощностью более 25,7 киловатта.
F — последняя категория - сельскохозяйственный транспорт, самоходные сельскохозяйственные машины.
Но это еще не все!
Существуют ограничения по возрасту и необходимости наличия обычных водительских прав определенной категории. Например, права категории AI можно получить с 16 лет. Для категорий В, С, Е, F нужно, чтобы вам исполнилось 17 лет, а для категории D – 18 лет. Получить удостоверение категорий AII и AIII можно только после 19 лет, а AIV — и вовсе только с 22 лет.
И последнее, чтобы пойти учиться на права категории AII, необходимо иметь водительские права категории В; для AIII категории С, а для AIV —категории D.
Перед тем, как покупать вездеход, советуем получить права на управление этим транспортным средством необходимой категории.