Найти в Дзене

Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II. Впечатления о выставке в Эрмитаже

Сканди, лофт, прованс... Как быть, если всё это кажется банальным? А вездесущие интерьерные решения не откликаются в сердце?

Немного отвлечёмся от дизайнерской рутины, новостей с наших объектов и текущих ремонтов. Обратимся к прекрасному. Благо, в нашем городе это сделать совсем не сложно.

В поисках прекрасного мы вместе с Александрой направились в Эрмитаж. Да не просто постоянными экспозициями насладиться, а заранее определив для себя объект интереса. Им стала временная выставка "«Русский стиль» в искусстве. От Николая I до Николая II".

На выставке представлена различная утварь, или, как больше соответствует тематике канала студии дизайна - предметы интерьера и декора. Представленные экспонаты объединяет одно - русский стиль, также называемый неорусским или национально-патриотическим (гораздо реже).

Наполнение и посыл выставки очень хорошо передают слова Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа:

"Выставка насыщена красотой и содержанием. Её глубинный смысл – рассказ о русификации русской культуры как части русификации Российской империи и реакции на культурный настрой эпохи Петра и Екатерины" (источник: https://www.hermitagemuseum.org).

Почти два века назад в культуре и искусстве возникло течение, идейная основа которой будет вкратце приведена в самом конце статьи. Скорее же перейдём к материальному - что представлено на выставке.

В центре зала представлены маскарадные костюмы и весьма оригинальные кресла. Возможно, вы уже видели подобные в экспозициях музеев или аналогичные им в антикварных лавках. Это кресло "Дуга, топор и рукавицы".

Автором кресла является Василий Петрович Шутов. Изделие получилось под стать фамилии - шуточное, с прибаутками на спинке, которые были в ходу у ямщиков. Подлокотники в виде топоров, воткнутых в дерево, спинка - дуга конной упряжки, на сидении - рукавицы.

Этот шедевр был одним из экспонатов XIV Всероссийской мануфактурной выставке, проходившей в 1870 г. Местом проведением был Соляной городок на р. Фонтанке, являющимся сейчас Музеем прикладного искусства СПбГХПА (Академия Штиглица) - альма-матер нашего ведущего дизайнера и соосновательницы студии дизайна интерьера - Александры Ляпкало.

Здесь выставлялись достижения народного хозяйства из всех отраслей - от текстиля до тяжёлой промышленности. Аналогом проводимой тогда в Петербурге выставки спустя почти век станет ВДНХ. Представленное кресло получило призовое место, а Василий Шутов - крупные заказы и десятилетний патент.

Кресло сразу полюбилось публике и впоследствии массово копировалось по всей стране, снискав огромную популярность у аристократов, чиновников и обычных мещан. Шутов мастерски обыграл крестьянский быт и культуру, на которые во второй половине XIX века был огромный спрос у просвещённого слоя русского общества.

Мода на русский стиль проникла в интерьеры и ярко отразилась на мебели. Помимо кресел это были столы, стулья, шкафы и т.д. В том числе, и аптечки.

Таким небольшим открытием на этой выставке было узнать, что в интерьерах XIX в. были специальные шкафчики-аптечки. Да ещё какие. Таким шедеврам точно место в музее. Сколько таланта, труда и любви в них вложено. Потрясающе.

Русский стиль нашёл своё неповторимое и душевное отражение и в декоре. Красивые вазы с барышнями, чайнички с узорами, блюдца, кувшины и кружки. Часть подобной продукции производилась на Императорском фарфоровом заводе, и ныне действующем. Так что если вас вдохновит эта скромная статья на добавление в интерьер элементов русского стиля, одного из потенциальных поставщиков вы уже взяли на заметку. Линейка продукции претерпела некоторые изменения, что позволяет быть наиболее актуальной сегодняшним запросам.

Чайник и сахарница, представленные выше на фотографиях не абы какие, а из сервиза великого князя Константина Николаевича - Константиновский сервиз. Автором проекта является выдающийся деятель русской культуры Фёдор Григорьевич Солнцев. Как и в случае с Шутовым, фамилия этого творца так же нашла отражение в жизненном пути и шедеврах, созданных его гением.

"Человек и пароход" - Ф.Г. Солнцев чудесным образом реализовался как художник, археолог, реставратор, каллиграф, преподаватель иконописания. Его деятельность также распространилась и на дизайн интерьера. Фёдор Григорьевич спроектировал отделку орденских залов Большого Кремлевского дворца, участвовал в создании интерьера Оружейной палаты. Он же был автором предметов декора, например утвари, представленной на фотографиях выше.

Солнцев создал рисунки для Константиновского сервиза, который своим появлением обязан бракосочетанию Константина Николаевича - второго сына Николая I. В основу рисунков легло древнерусское искусство, огромный культурный пласт, работе с которым автор сервиза посвятил всю свою жизнь. Ручка на крышках выполнена в виде шлема - отсылка к его работе над интерьером Оружейной палаты.

Если мебель и посуда нам привычны и постоянно используются в интерьере, то шкатулки мы даже и не рассматриваем как возможный предмет декора. Но посмотрите на них и другие "мелочи" в карусели. Такая красота не оставит вас равнодушными. Вполне возможно, что в ваш русский интерьер требуется красивая шкатулка.

Мы рассмотрели с вами предметы быта, можно немного отвлечься и на одежду. Это будет быстро. Наше внимание сразу привлёк такой наряд. Какой шикарный двуглавый орёл на спине!

Орёл действительно шикарный, их даже два - на спине и на груди, исполнены они в технике золотного шитья. Кафтан сшит из бархата, меховая оторочка и кушак не сохранились. Образ - "Сокольничий царя Алексея Михайловича". Костюм был пошит по случаю маскарада и принадлежал светлейшему князю Д.Б. Голицыну. Господа знали толк в маскарадах.

Русский стиль в искусстве и интерьере был чрезвычайно популярен в середине и второй половине XIX века. Такое развитие отечественной культуры и интерес к своим корням не в последнюю очередь связан с уваровской триадой: "Православие, самодержавие, народность".

Именно утверждённая министром просвещения графом Сергеем Уваровым в 1833 году формула и проводимая им политика позволили обратить взгляд и разобраться в культурном наследии, истории родной страны и её уникальности. Обстоятельства появления и цели этой политики частично перекликаются с современными событиями в России и тенденциями в нашем обществе.

Ждёт ли русский стиль новый расцвет?