Почему-то героями принято считать людей, совершивших что-то невероятное. На Западе вообще процветёт культ супергероев. А вот обычный человек, добросовестно выполняющий свою работу, если и получает «героя», то разве что посмертно, да и то не всегда.
Алексей Алексеевич Чумаченко – майор, старший оперуполномоченный угрозыска по городу Санкт-Петербург и Ленинградской области. Погиб 24 апреля 1998 г. при задержании особо опасного преступника. Через полтора года посмертно награждён Орденом Мужества (Указ № 1511 от 13.11.1999). Говорят, что хотели дать Героя России, но не стали, поскольку за пару лет до этого Чумаченко являлся подозреваемым по уголовному делу, хоть и был полностью оправдан.
В Ленинград Алексей приехал из Одессы, где проходил срочную службу. Милицейскую карьеру начал в ППС, а затем, после окончания средней специальной школы милиции, был направлен для продолжения службы в угрозыск. Работал Чумаченко в нескольких территориальных отделениях, раскрыл массу преступлений, за что не раз был награждён ведомственными наградами.
Параллельно Алексей продолжал заочно учиться – теперь уже в Высшей школе милиции. По её окончании (в 1993 г.) Чумаченко пригласили работать во второй отдел Управления угрозыска, т.е. в тот самый «убойный отдел».
В том же году отдел раскрыл крупное дело чёрных риелторов – банды Герасименко, которые переписывали на себя квартиры в Москве и Петербурге, а затем уб̲ивали бывших владельцев. Говорят, что основной вклад в раскрытие этого дела внёс именно молодой сотрудник по прозвищу Чума. Впоследствии один из его начальников в интервью заявил, что «Чумаченко постоянно рвался в бой, потому и получил прозвище Чума». Но вероятно это обычная производная от фамилии, прилипшая ещё в детстве.
В январе 1994-го Петербург потрясло громкое преступление. На окраине города нашли сгоревший микроавтобус с десятью те̲лами. Экспертиза показала, что все они были изб̲иты и рас̲стреляны. Около месяца ушло на то, чтобы установить личности погибших. Как выяснилось, 9 из 10 являлись сотрудниками одной организации – «Молодежный центр». Вскоре после этого Чумаченко через своих информаторов выяснил место нахождения машины, на которой часто перемещались уб̲итые. Стояла она недалеко от офиса другой организации – компании «Беркут». Уже беглый осмотр этой конторы позволил Чумаченко определить, что здесь и произошёл расс̲трел.
Как выяснилось в ходе последующих допросов, уб̲ийство – результат «разборок» группировок, «крышующих» двух повздоривших бизнесменов. Десятым же уб̲итым, якобы оказался главарь «беркутов» – некто Кирилл Баранов. Впрочем, через некоторое время у Чумаченко появилась информация, что лидер ОПГ не погиб, а воспользовавшись случаем, инсценировал свою смерть и спокойно живет под чужим именем. Взяли его после дерзкого ограбления кассира банка, перевозившего 180 тыс. долларов. И не последнюю роль в поимке Баранова опять же сыграл Чумаченко.
Вскоре после этого оперуполномоченный сам попал под следствие. Как-то вечером он с приятелем приехал к другу – бизнесмену Игорю Тарабрину. Однако дверь им никто не открыл. Утром Чумаченко снова зашёл к Тарабрину, и обратил внимание, что в квартире горит свет. Однако дверь по-прежнему никто не открывал. Тогда опер вызвал участкового и вскрыл квартиру. Тарабрина они нашли уб̲итым.
Расследование было поручено сотрудникам РУОПа (с 1998 г – РУБОП). Первым подозреваемым стал именно Чумаченко. Дело в том, что свидетель – сосед уб̲итого, рассказал, что видел его ночью. На месте преступления нашлось и несколько улик, которые «привязали» к предполагаемому преступнику. Как вспоминал позднее один из сотрудников РУОПа того времени – подполковник Владимир Полиновский:
«Чумаченко, на мой взгляд, был у Рякина (ещё один друг-бизнесмен Чумаченко – Прим. автора), что называется, на содержании. Но больших денег просто так никто никому сегодня не дает – их надо отрабатывать».
Как следствие, Алексея отправили в СИЗО, где он провёл год. Как утверждают, против Чумаченко была настроена и прокуратура. Был ли это «заказ»? Кто знает. В лихие 90-е в органах работало немало продажных сотрудников, так что исключать подобный вариант не стоит. К счастью, коллеги Чумаченко всё-таки смогли распутать дело и найти настоящих уб̲ийц.
После вынужденной отсидки Чумаченко приступил к работе с ещё большим рвением. Говорят, что он хотел как можно скорее восстановить своё доброе имя. На тот момент всех валютчиков северной столицы держала в страхе банда, нападавшая на них в подъездах домов. Их первым шести жертвам удалось выжить после нападения, но рассказать они ничего не могли. Затем бандиты где-то раздобыли оружие, и каждое последующее нападение стало сопровождаться тр̲упом с огнестрелом.
Чумаченко вёл расследование больше года, но «вычислить» преступников не удавалось. Только в апреле 1998 г. Алексей смог предугадать, кто будет следующей жертвой налётчиков. В план дальнейших действий он никого не посвятил. Своему тогдашнему начальству – Сергею Прокофьеву, майор лишь сообщил, что еще день-два – и он полностью восстановит свое доброе имя, взяв этих уб̲ийц.
Дальнейшее известно со слов члена мобильной группы Адмиралтейского района Алексея Денисенко, которого Чумаченко взял на осмотр места возможного преступления. В подъезде они встретили подростка, который сообщил, что на площадке 9-го этажа видел двух незнакомцев. Примет преступников у оперативников не было, поэтому поднявшись на указанный этаж и увидев тех двоих, они просто попросили их предъявить документы. Один из незнакомцев достал военный билет, второй же выскочил на балкон. Денисенко бросился в погоню, но Чумаченко его остановил. Он рассудил, что лучше заняться одним задержанным, а второго взять потом.
Но всё обернулось по-другому. Второй бандит (как потом выяснилось – некто Громов) вернулся и открыл огонь. Первая пуля попала в Денисенко. Затем началась перестрелка между преступником и Чумаченко. Они разрядили друг в друга почти по полной обойме. Громов был уб̲ит на месте, а опер Чумаченко скончался два часа спустя на операционном столе. Второго преступника вскоре взяли. Банда была обезврежена.
Закончился славный путь майора милиции Алексея Алексеевича Чумаченко на Волковском кладбище. И по сей день каждый год в день смерти к его могиле съезжаются бывшие коллеги. Они и сейчас по-дружески называют его Лёхой и Чумой. А вот журналисты, вспоминая о Чумаченко, обязательно упоминают, что его боялись все бандиты Петербурга 90-х. Было ли это так – теперь уже неважно.