Найти тему

История одного увековечения

Коротким и несчастливым оказался век калининградских памятных досок кёнигсбергской поэтессе

В 1992 году, после первого открытия, эта доска провисела всего чуть более суток
В 1992 году, после первого открытия, эта доска провисела всего чуть более суток

26 октября 1964-го в ФРГ умерла уроженка Кёнигсберга Агнес Мигель. 26 октября 1992-го на улице Сержанта Колоскова в Калининграде торжественно открыли мемориальный знак в честь поэтессы. Установив его на том самом доме, в котором она когда-то жила.

Погостив у нас, инициаторы установки собрались домой. Перед отъездом они приехали на улицу Сержанта Колоскова – бросить прощальный взгляд на доску. Однако на её месте увидели лишь четыре отверстия в стене…

Милиция начала искать воров-вандалов, а отдельные поклонники Мигель засокрушались: случившееся – это уродливое проявление лжепатриотизма. Дескать, когда стало известно об инициативе по увековечению поэтессы, звучали ведь и голоса против. Вот, мол, эти и сорвали доску со стены. Хотя большинство склонялось всё же к более приземлённой версии: кто-то просто позарился на бронзу, из которой мемориальный знак был изготовлен.

Маленькое объявление вызвало большой резонанс
Маленькое объявление вызвало большой резонанс

Ханнелоре Канцлер, председатель немецкого общества Агнес Мигель, заявила: за помощь в поисках мы готовы заплатить 200 тысяч рублей. И доска тут же нашлась. Её приволокли местные пацаны, уверявшие, что обнаружили пропажу в кустах по соседству.

Насколько известно, премия им так и не досталась. Даже у доверчивых любителей поэзии из Германии возникло подозрение, что именно эти ребята и содрали доску, чтобы сдать в пункт приёма металлолома. Но когда немцы подняли шум, её уже нигде не брали – вышло бы себе дороже. И тогда юные калининградцы решили свою добычу «найти».

Год спустя, 23 октября 1993-го, приведённую в порядок доску повторно установили на улице Сержанта Колоскова. Теперь её покрепче прикрутили к стене. Только и это не помогло – не судьба была ей висеть в Калининграде.

Последняя строка этого стихотворения была выбита также на памятной доске. И слова «Ибо ты, Кёнигсберг, бессмертен» патриоты Калининграда воспринимали как проявление реваншизма
Последняя строка этого стихотворения была выбита также на памятной доске. И слова «Ибо ты, Кёнигсберг, бессмертен» патриоты Калининграда воспринимали как проявление реваншизма

Шли годы, приходило понимание, сколько же было наломано дров в 90-х, какие перекосы произошли буквально во всех сферах. В частности, в Калининградской области на этой волне возвращался мало-помалу интерес к собственному прошлому на земле янтарного края. И явно всё меньше становилось тех, кто посыпал голову пеплом, извиняясь за якобы «поруганную Восточную Пруссию». Вот и с Мигель однажды настало время расставить наконец все точки над «i».

Как она когда-то писала, «остаться для потомков хоть песнею, хоть строчкой – пожертвую я напрочь своею оболочкой!». Да, Мигель оставила после себя и хорошую лирику. Однако при этом она является автором и совсем иной поэзии. В 1933 году Мигель подписала так называемую «Клятву верности Гитлеру». А потом и в НСДАП вступила.

Ну и с чего бы потомкам победителей коричневой чумы её славить? Причём «мемориал» в честь этой неоднозначной, скажем так, творческой личности устроили ещё и на улице, носящей имя Героя Советского Союза, погибшего в бою с фашистами... В общем, по требованию прокуратуры в ноябре 2015-го доска была демонтирована. Тогда же сняли и доску в память о поэтессе в Правдинске. С октября 2000-го она висела там на бывшем здании гимназии имени Мигель (ныне в этом доме находится «Берег надежды» – приют для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).

О правдинской доске теперь напоминают лишь дырки в кирпичах. В Калининграде после демонтажа на стене поначалу осталось некрасивое пятно. Но благодаря ремонту фасада и оно ушло в историю. КП