Необычный процесс однажды состоялся в Калининграде: книжного вора судили по месту кражи
В один из февральских дней 1990 года хорошо знакомый многим калининградцам читальный зал на четвёртом этаже областной научной библиотеки с трудом вместил всех желающих. Аншлаг был ожидаем. Книжных воров в Калининграде и до этого выявляли. Только чем те истории заканчивались? Заставили вернуть книгу или принести адекватную ей замену – и на том спасибо. Но вот чтобы судить таких граждан, да ещё не в суде, а по месту кражи…
Кто-то, увидев в библиотеке объявление о предстоящем суде, даже решил, что это некий розыгрыш, что ожидается показ какой-то литературной инсценировки. Однако, оказавшись в зале, все поняли: никаких шуток, всё всерьёз.
– Встать, суд идёт!
И в импровизированный зал судебных заседаний действительно входят настоящий судья с народными заседателями. Вот прокурор, вот адвокат. А вот и сам «виновник торжества» – сидящий, потупив глаза, 22-летний С. (пожалеем человека, опустим фамилию).
Что же он натворил? Осенью 1989-го унёс втихаря сразу три книги по восточной медицине. Тема эта тогда была модная, литература такая в книжных магазинах не залёживалась. Вот и главная библиотека области получала подобные книги всего по одному экземпляру. Потому выдавались они лишь в читальный зал.
Оттуда и увёл С. редкие (и, между прочим, недешёвые) издания. Причём был уверен, что замёл следы. В библиотеку он явился с поддельным читательским билетом. А там и номер другой, и фамилия иная. Ищите, мол, ветра в поле, товарищи библиотекари.
Книги в читальном зале и раньше «зачитывали». Но чтобы вот так нагло, да три сразу, да подделав документы…
35 лет назад читателей у библиотек было больше, чем сегодня. И читали мы тогда охотнее, и электронных альтернатив старой доброй бумажной книге ещё не имелось. При этом о видеокамерах наблюдения в библиотеках даже не мечтали.
В общем, непросто это было – вычислить нужного человека в том читательском потоке, да ещё полагаясь исключительно на свою зрительную память. Тем не менее возмущённые до глубины души работники библиотеки сумели-таки выйти на подозреваемого. После чего обратились в милицию.
Прижатый к стенке, вор быстро раскололся. Книги вернул. А на суде потом уверял, что и раскаялся. Дескать, я бы купил эти книги, очень уж они мне нужны – да ведь нигде ж не продаются! Вот и не удержался, так хотелось заполучить их, что да, украл, бес попутал…
Что же ему за это было, наверное, отделался испугом и позором? Как бы не так! Получил срок – и отнюдь не условный: полтора года исправительно-трудовых работ с отчислением 15 процентов заработка в пользу государства.
Излишне суровый приговор, лютовало советское правосудие, перегнул палку наш «самый гуманный в мире» суд? А вот присутствовавшим на заседании (большинство из которых приходилось на библиотекарей) так не показалось.
«Наконец-то хоть одного наказали!» – говорили в зале, выражая надежду на то, что публичный процесс кого-то из «книгонош» просто припугнёт, кого-то – заставит задуматься о моральной стороне вопроса. Ведь, пользуясь безнаказанностью, книги из библиотек, где «всё вокруг народное, всё вокруг моё», тащили в те годы всё больше и больше.
Имел ли тот суд эффект? Однозначно – больше подобных краж не случалось, как рассказывала мне Нина Рузова, много лет возглавлявшая областную библиотеку. Однако было ясно и то, что одним лишь устрашением проблему растаскивания книжного фонда не решить. Потому уже вскоре в библиотеке появился так называемый залоговый абонемент. Хотите взять на руки дорогую или редкую книгу? Внесите залог в размере её стоимости – и берите на здоровье. А если вдруг не сможете вернуть, то залог останется в библиотеке. И она сможет приобрести на эти деньги замену.
Сперва новация многих раздражала. Тем, кто прожил всю жизнь при социализме, нередко было трудно такое понять и принять. Мол, да как же это: в библиотеке, и не в частной лавочке, а в госучреждении, брать книги – за деньги?! Но со временем ничего, привыкли. И даже понравилось. Удобно, необходимое издание можно взять домой, а не сидеть в читальном зале. Не все ведь любят читать на людях. А теперь – ещё и под присмотром камер.
Об эффективности же залоговой системы лучше всяких слов говорят цифры. Если раньше в областной библиотеке за год набиралось до тысячи единиц невозврата, то после введения «предоплаты» это число снизилось в десять раз. Причём пропажу, повторимся, благодаря залогу уже можно было компенсировать. Тем не менее в библиотечном фонде всё равно есть книги, которые не выдадут на руки и под залог. Особо ценные (во всех смыслах) экземпляры по-прежнему доступны только в читальном зале. Впрочем, кому-то нравится читать как раз там. В читальном зале, дескать, более рабочая атмосфера. Меньше отвлекаешься. Не то что дома.
Кстати, 20 лет назад в Калининграде тоже поймали книжного вора.
12 февраля 2005-го средь бела дня в известном каждому калининградскому книгочею магазине «Янтарный сказ», что был тогда ещё на улице Карла Маркса, зазвенел звонок системы, сигнализирующей о выносе неоплаченного товара.
Бросив взгляд на дверь, охранник увидел спину убегающего парня. На улице тот понёсся сломя голову. И ушёл бы от погони, если б навстречу ему не попался сотрудник милиции. Услышав крики «Держи вора!», тот схватил злоумышленника.
Вор был доставлен в ОВД Центрального района. Как выяснилось, из магазина он похитил книжку явно не по возрасту – «Сказки в картинках». Зато – толстенную и дорогущую. В общем, на опохмелку должно было хватить. Но не сложилось.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: